День за днем. Священномученик Евгений Ивашко. 11 ноября

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1)

Будущий священномученик Евгений родился 26 августа 1899 года в семье священника Минской епархии. В 1920 году окончил Минскую Духовную семинарию. Три года работал школьным учителем, а в 1924 году Евгений Александрович был рукоположен во иерея.

В 1927 году власти в первый раз арестовали отца Евгения, приговорив к трём годам ссылки. После освобождения, священник служил в одном из храмов Самарской епархии.

Храмы повсеместно закрывали, грабили и разрушали.

В 1931 году скончалась супруга отца Евгения и он остался с двумя малолетними детьми. Священнику стали помогать в воспитании детей родственники.

В 1932 году священник несколько раз менял место служения.  Но даже краткое его служение на приходах оставляло самые теплые воспоминания в душах прихожан. Сохранились благодарственные письма в адрес батюшки, в которых высказано  глубокое уважение, почтение и благодарность.

Епархия, где служил о. Евгений, находилась в состоянии непрекращающейся войны с обновленцами, которые исполняли волю НКВД. Отпадение раскольников от Церкви и нравственное разложение их духовенства отвращало от них прихожан и лишало поддержки народа, что не позволило им захватить большинство храмов в епархии.

Епископ Палладий (Шерстенников), под чьим руководством служил отец Евгений, наставлял священника как быть в данных обстоятельствах. Сам епископ имел по этому поводу чётко сформулированное суждение, которое он записал в 1929 году и направил в виде письма одному из священников, когда тот решил перейти в обновленчество. Владыка дал переписать это письмо о. Евгению, чтобы облегчить ему борьбу с обновленцами. В частности, там были такие строки:

«Я хорошо знаю, что теперь Церковь Христова переживает тяжкие испытания: много появилось людей в белых митрополичьих клобуках, в архиерейских митрах, священнических одеждах и в мирском звании, которые общими силами производят в Церкви смуту, сеют в стаде Христовом вражду, распри и разделения, продолжают дело Иуды: устами своими лобзают Христа, а делами своими распинают Его и поносят, делят ризы Его и об одежде Его метают жребий. Кто же это такие? А это и есть те, которые называют себя обновленцами, которые свои самочинные и нечестивые сборища возглавляют обновленческими «священными синодами…» Подобно лукавым делателям, они, как сказал Св. Ап. Павел (2 Кор.11:13-14), принимают только вид апостолов Христовых и служителей правды, как и учитель их, сатана, принимает вид ангела света, чтобы увлечь за собою и избранных, отторгнуть их от Христа и ввергнуть их в геенну огненную.

Времена теперь лукавые, не прельщайтесь внешним православным видом обновленцев, посмотрите на дела их, и вы сразу опознаете в них лютых волков, облекшихся в овечьи одежды, чтобы искуснее расхищать стадо Христово».

Летом 37-го власти под предлогом аварийного состояния храма потребовали его закрытия. Отец Евгений обратился к прихожанам, с просьбой собрать на ремонт храма. В самый короткий срок необходимые средства были собраны, и храм удалось отстоять.

Несмотря на гонения и пристальное внимание НКВД, отец Евгений вёл активную миссионерскую деятельность среди крестьян. В храме у него было немало молодежи.

На примере о. Евгения и подобных ему священников, которых было тогда почти двадцать пять тысяч, становилось ясно, что никакими хитростями и ухищрениями не сломить веру народа и не уничтожить Церковь, если не прибегнуть к тотальному уничтожению, к которому власти готовились почти двадцать лет.

Летом 1937 года сотрудники районного НКВД стали собирать сведения, чтобы доказать виновность отца Евгения.

И уже в октябре было составлено обвинительное заключение: виновен в контрреволюционной деятельности на основании показаний «дежурных свидетелей», хотя сам виновным себя не признал. Отец Евгений был арестован 22 октября.

5 ноября состоялся последний допрос, на котором следователь намеревался письменно оформить показания священника относительно предъявленных ему обвинений, надеясь сломить волю священника, уговорив сжалиться над детьми, остающимися без отца круглыми сиротами. Но о. Евгений не согласился на предложение следователя и виновным себя не признал. Он всецело полагался на Бога. Отцу Евгению было тогда тридцать восемь лет. Через несколько дней был вынесен приговор ‒ высшая мера наказания. Священника  расстреляли 11 ноября 1937 года.

Священномученик Евгений Ивашко причислен к лику святых новомучеников и исповедников в августе 2000 года. 

Теги

Социальные комментарии Cackle