Кипријан Картагински о поверењу у Бога
Примљен је у хришћанску заједницу када је имао четрдесет шест година. Довољно зрео човек да испроба све у овом животу и све схвати.
Только веруй
Блестящий оратор, адвокат в суде, Киприан свое огромное состояние тратил на пышные пиры. Но шум мира не мог заглушить вопль души в поисках истины. Случилось так, что Киприан познакомился с трудами Тертуллиана. Он читал о многом, но не верил, что способен достичь того, что обещает Спаситель и возвещает в своих книгах христианский апологет. Но что невозможно человеку – возможно Богу. Присоединившись к общине последователей Христа, Киприан внезапно открывает для себя новый мир, а принятое крещение преображает вчерашнего язычника. «Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений, открылись тайны, осветилось темное... я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым». Так доверие Киприана к Богу лишь укрепилось, и впоследствии он согласился стать сначала священником, а затем и епископом Карфагена.
Мы порой не решаемся сделать шаг в сторону Богу, убежденные, что У НАС ничего не получится (именно такая формулировка бродит в голове). Но стоит понять, что в соработничестве с Богом мы далеко не одни, и вместе с нами Сам Творец вселенной. Хотим жить по-христиански, но не верим, что это возможно? С Богом все возможно. Не уверены, что наше доброе дело или что-то сокровенное и чаемое может сбыться, потому что внешне к тому нет подобающих предпосылок и отсутствуют ресурсы? Надо молиться, Бог все устроит, возможно, не так, как представили это у себя в голове, но самым благоприятным для нас образом. Вера, конечно же, тоже дар, который нужно в себе взращивать. Именно горячая вера становится нашим двигателем по жизни, помогая преодолевать трудности и медленными шажками приближаться к Богу.
Блаженны милостивые
Подражая Христу, Киприан старался быть твердым в вере, но придерживаться снисходительного отношения к людям. Жил он в период жестоких гонений на христиан. Сам святитель покинул Карфаген и скрылся в безопасном месте, но не потерял связи с кафедрой. Писали, что местные христиане по причине страха перед мучениями или смертью приносили жертвы языческим богам. Вставал вопрос: как быть с таковыми? По-человечески можно было рассудить в категориях справедливости, что, дескать, вот пострадавшие мученики и исповедники, они, значит, страдают, а эти спокойно верой поступились и обратно в Церковь хотят. Не бывать такому! И нашлись те, кто призывал не принимать смалодушничавших братьев и сестер. Были и противоположные мнения, адепты которых выступали за немедленное принятие отпавших во время гонений обратно в Церковь. Святой Киприан выступал за средний путь. С одной стороны, он и не мог подумать о том, чтобы не пускать кого-то ко Христу. И в этом было заключено глубокое милосердие. С другой, опять же, по милосердию, заботясь о душах отпавших, Киприан призывал проверять обстоятельства отпадения и рассматривать степень покаяния человека. Ведь даром полученное прощение не принесет душе отступника ничего полезного, более того, он может утратить чувство ценности своей веры, и впасть позже еще в более тяжкие грехи.
Киприан доверял Богу, а значит, не считал людей, несмотря на то, что они сделали внешне, потерянными. И это давало ему повод «верить в людей», то есть, верить в сохранении в них образа Божия несмотря ни на что. Один из признаков потери веры – отрицание того, что в людях есть еще что-то хорошее, и они способны меняться. Мы очень многого хотим для себя, но почему-то всегда отказываем в том окружающим. Если мы сделали ошибку – нас непременно должны понять и простить. Если ошибся ближний – его нужно срочно линчевать. Но Христос нас не этому учил. Нам нужно доверять Ему, и помнить, что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7). Проявляя милосердие к людям вопреки всему, мы учимся доверять Богу. Он ведь всех нас знает как облупленных, видит килотонны беззакония, творимого людьми ежедневно, а все равно посылает солнце и дождь как на праведников, так и на грешников. Вот оно, настоящее милосердие.
Верен до смерти
В житии священномученика Киприана есть интересный момент: когда начинаются очередные гонения, его отправляют в ссылку. В изгнании святой пишет книги и письма. Очевидно, что его высылка из Карфагена не предполагала казни, а лишь устраняла авторитетного лидера христианской общины из ее жизни. Вполне возможно, что именно значимость епископа, его общественное признание и уважение, связь с другими архиереями, напугали гонителей, и они выбрали самый мирный способ нейтрализации Киприана. Наверное, можно было бы жить и писать мемуары с душеполезными книгами, ожидая блаженного успения. Но в один из дней Киприану снится сон, предвещавший его мученическую кончину. Вариантов у епископа было несколько, например, он мог просто не обратить на это внимание или попробовать бежать в еще более безопасную епархию, благо, связи и авторитет позволяли. Вместо этого Киприан возвращается в Карфаген и добровольно принимает мученическую смерть. Перед этим, заслушав в суде свой смертный приговор, мученик произнес: «Благословение Божие».
Как бы мы поступили на месте Киприана, зная, что нам грозит смертельная опасность? В его силах было все изменить. Но он снова доверился Богу. Очевидно, что епископ внимательно следил за течением жизни, воспринимая ее проявления как голос Господа. Мы в этом смысле гораздо более расслаблены и невнимательны. Ища Божьей воли, мы, почему-то, делаем все, чтобы ее не замечать. А если вдруг заметили, то часто пугаемся и ищем оправдания, что это совсем не то, чего бы мы сами хотели.
Вопрос доверия Богу очень остро стоит для христианина на протяжении всей жизни. Ведь именно на доверии и строятся наши отношения с Ним. Киприан Карфагенский – отличный пример того, как строить жизнь, доверяя Богу.
Владимир Басенков
Опубликовано: Mon, 13/09/2021 - 11:23