Из дана у дан. Свештеномученик Инокентије (Тихонов). 29. новембра

«Јер је боље један дан у дворима твојим од хиљаде. Волим бити на прагу дома Божијега него живјети у шаторима безбожничким» (Пс 84:10).

Будущий свя­щен­но­му­че­ник Ин­но­кен­тий  — в миру Бо­рис Дмит­ри­е­вич Тихонов — родился 22 мая 1889 года. Про­ис­хо­дил из ме­щан. В 1911 году по­сту­пил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Будучи студентом, в 1913 году при­нимает мо­на­ше­ство с име­нем Ин­но­кен­тий, в том же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а через год году — во иерея.

С на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, отец Иннокентий прерывает обучение и становится ду­хов­ни­ком ра­не­ных в мобильном пе­ре­вя­зоч­ном от­ря­де, за­тем ду­хов­ни­ком ла­за­ре­та и пол­ко­вым свя­щен­ни­ком. В 1915 г. возвращается в Пет­ро­град. Окон­чил в следующем году Пет­ро­град­скую Ду­хов­ную ака­де­мию со степенью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Спе­ци­а­ли­зи­ро­вал­ся по ли­тур­ги­ке и цер­ков­ной ар­хео­ло­гии, был зна­то­ком уста­ва и ста­рин­ных зна­мен­ных рас­пе­вов, изу­чал древ­не­русские цер­ков­ные об­ла­че­ния.

В июне 1917 г. по­сту­пает в бра­тию Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры. В 1918 г. ис­пол­няет обя­зан­но­сти пра­ви­те­ля дел Ду­хов­но­го Со­бо­ра лав­ры, через год  — из­бира­ется уче­ным сек­ре­та­рём государственной ар­хео­ло­ги­че­ской ко­мис­сии по сек­ции цер­ков­ных древ­но­стей. Про­дол­жает за­ве­до­вать древ­ле­хра­ни­ли­щем Лав­ры.

В свя­зи с пре­кра­ще­ни­ем пре­по­да­ва­ния в шко­лах За­ко­на Бо­жия, отец Ин­но­кен­тий с несколькими монахами организовал при Лав­ре кру­жок из мо­ло­дых мо­на­хов и ми­рян с це­лью вос­пи­та­ния де­тей и мо­ло­де­жи в ду­хе Пра­во­сла­вия.

В 1919 г. на ос­но­ве круж­ка бы­ло об­ра­зо­ва­но Алек­сан­д­ро-Нев­ское брат­ство. В  следующем году был на­зна­чен на­сто­я­те­лем кре­сто­вой церк­ви Лав­ры. В 1921 году отец Иннокентий воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. В марте 1922 года — хи­ро­то­ни­сан во еписко­па Ла­дож­ско­го митр. Ве­ни­а­мином (Казанским). В мае того же года вме­сте с митр. Ве­ни­а­ми­ном владыка со­ста­вил по­сла­ние об от­па­де­нии от Церк­ви ру­ко­во­ди­те­лей об­нов­лен­цев. Владыка Иннокентий выступал за отлучение от Церкви лидера обновленчества – Александра Введенского, сотрудничавшего с ГПУ.

Спустя месяц Владыка был аре­сто­ван за от­каз признать по­сла­ние не име­ю­щее ка­но­ни­че­ской си­лы. Будущий священномученик про­хо­дил по де­лу вме­сте с другими чле­на­ми Алек­сан­д­ро-Нев­ско­го брат­ства. След­ствием ГПУ был выслан за пре­де­лы Пет­ро­град­ской губернии как «по­ли­ти­че­ски не­бла­го­на­деж­ный». Таким образом власти стремились лишить верующих опоры в церковной жизни и отдать Питерскую кафедру раскольникам-обновленцам. В январе 1923 года за «аги­та­цию про­тив изъя­тия цер­ков­ных цен­но­стей» Владыка был при­го­во­рён к 2 го­дам ссыл­ки.

По возвращении, вхо­дил в Епископ­ский со­вет, управ­ляв­ший Ле­нин­град­ской епар­хи­ей. Вскоре был снова аре­сто­ван по «де­лу Епископ­ско­го со­ве­та». Об­ви­нял­ся в «рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной ли­те­ра­ту­ры» и при­го­во­рён к ссыл­ке в Си­бирь на 3 го­да. Был в переписке с «глав­ным идео­ло­гом» ио­си­ф­лян прот. Феодором Ан­дре­евым, от­ста­и­вая пра­виль­ность цер­ков­ной по­ли­ти­ки За­ме­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля митр. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го).

Вернувшись из ссылки, про­жи­вал в Во­лог­де. Осе­нью 1931 г. вновь был аре­сто­ван, об­ви­нял­ся в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, при­го­во­рен к 3 го­дам лагерей. Ра­бо­тал на стро­и­тельстве Беломорка­на­ла, где был кон­ту­жен при взрыв­ных ра­бо­тах и до­сроч­но осво­бож­ден. В 1933 году на­зна­чен еписко­пом Ста­ро­рус­ским, ви­ка­ри­ем Нов­го­род­ской епар­хии. В 1936 г. тай­но ру­ко­по­ло­жил бу­ду­ще­го митр. Ио­ан­на (Венд­лан­да) во диа­ко­на. В 1937 году на­зна­чен ар­хи­е­писко­пом Харь­ков­ским, спустя несколько месяцев — ар­хи­е­пископом Вин­ниц­ким. В то время на территории Винницкой области действовало около 120 храмов, принадлежавших канонической Церкви. Шесть месяцев Владыка трудился на благо епархии, защищая вверенную ему паству от посягательств раскольников и стараясь сохранить в единстве Православную Церковь.

Страшным ударом по священству Украины стал приказ народного комиссара внутренних дел УССР Израиля Моисеевича Леплевского о «решительном разгроме церковно-сектантских контрреволюционных кадров». В октябре 1937 года владыку Иннокентия с большей частью винницкого духовенства арестовали. В камерах, рассчитанных на 16 человек, постоянно находилось более двухсот заключенных. Если кому-нибудь нужно было передвигаться по камере, его поднимали и передавали над головами других узников. Протестовать было бесполезно и небезопасно: охранники стреляли в заключенных через окошко за громкие разговоры, пение.

29 ноября 1937 года Владыка был рас­стре­лян. Место его погребения неизвестно. Владыка Иннокентий принял мученическую кончину в возрасте 48 лет, проведя в тюрьмах, лагерях и ссылках четверть жизни.

О трагической кончине архиепископа Иннокентия долгое время не было известно православному священству. И только в 1943 году, после того как Патриарх Сергий (Страгородский) обратился с письмом к правительству об амнистии заключенных священнослужителей, среди которых упоминался  архиепископ Иннокентий, стало известно о мученической кончине Владыки.

В 1993 году священномученик Иннокентий (Тихонов) был прославлен в лике Новомучеников и Исповедников.
 

Теги

Социальные комментарии Cackle