Митр. Антоний (Паканич): Если мы преступаем каноны и Предание, разрушается Соборность и Сама Церковь

Нам выпало великое счастье: наша жизнь проходит внутри церковной ограды.

Мы спасаемся в Церкви Христовой – в месте, где человек имеет возможность приобщиться к Божественной благодати, которая его возрождает, соединяет с Богом и помогает достигнуть своего предназначения – обожения.

В Церкви Христовой есть три важных постулата, без которых Она таковой не будет: Соборность, преемственность и Евхаристия.

Когда говорим о Соборности, первое, что приходит на ум, – это определение православного Катехизиса, который гласит, что Соборной Церковь называется потому, что не ограничена ни народом, ни местом, ни временем.

Если мы сравним новозаветную Церковь с ветхозаветной, то увидим, что ветхозаветная была связана с конкретным народом, который Господь избрал для того, чтобы сохранить веру в единого и истинного Бога и чтобы привести через этот народ в мир Мессию-Царя – Спасителя всего мира.

Ветхозаветная Церковь таким образом была связана с конкретным географическим положением, и даже обозначалось единственное место, где можно было приносить жертву единому Богу – Иерусалимский храм.

По времени ветхозаветная Церковь также была ограничена – её предназначение заключалось в подготовке народа к приходу и принятию Мессии. С пришествием же в мир Христа миссия ветхозаветной Церкви завершилась.

А новозаветная Церковь не ограничена местом, потому что Сам Господь наш Иисус Христос, посылая на проповедь апостолов, говорит: «…Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

Церковь новозаветная не ограничена конкретным народом. Мы помним слова Божественного Откровения о том, что «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Церковь Христова также не ограничена временем, потому что Сам Господь сказал, что Он всегда с Церковью, Которая будет существовать вовеки. И врата ада не одолеют Её.

Итак, новозаветная Церковь не ограничена ничем. Это Вселенская Церковь. Часто мы употребляем синонимы: Соборная, Вселенская Церковь, хотя понятия Соборность и Вселенскость нетождественны. Еще во ІІ веке священномученик Игнатий Богоносец сказал: где Христос, там и вся кафолическая Церковь. Это означает, что даже если все критерии, о которых мы говорили: народ, пространство, время – присутствуют, то это общество может и не быть Церковью. Потому что там не будет Живого Христа. Где нет Живого Христа – нет ни Истины, ни любви.

Может даже так случиться, что Церковь уменьшится до маленькой общности людей – малого стада, которое и будет Соборной Церковью. В истории такое бывало неоднократно. Когда почти все иерархи, очень часто под давлением государственной власти, уходили в расколы или ереси и только немногие святые подвижники сохраняли в себе Истину и любовь, а значит, олицетворяли собой всю Соборную Церковь.

Посредством именно этих немногих подвижников и возрождается вся Вселенская Соборная Православная Церковь.

Когда мы говорим о преемственности, должны понимать, что это не абстрактное понятие. Только та Церковь истинна, где присутствует апостольское преемство епископов. Если нет такого преемства, нет и Церкви.

Реальная, физическая преемственность рукоположений сохраняется только в Апостольской Церкви. Если нет цепочки преемственности, нет и Церкви. А если нет Церкви, нет Таинств. Нет Таинств, нет Божественной благодати – нет спасения. Именно поэтому Святая Церковь так внимательно относится к Таинствам и не признает «таинств» раскольников и еретиков.

Но без третьего критерия – Евхаристии – не имеет значения и Соборность, и преемственность.

Евхаристия – центральное Таинство Церкви Христовой. И Сам Господь говорит: «…Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53, 56).

Через Таинство Крещения мы входим в Церковь Христову, получаем новое рождение, прощаются все наши грехи. Однако, к сожалению, сила греха настолько велика, что его последствия на человеке всё равно сказываются. И только благодаря Таинствам Христовым, и особенно Таинству Евхаристии, человеку подается сила побеждать эту удобопреклонность ко греху. В Евхаристии мы объединяемся в единое Тело Христово, преображаемся. Сила веры и благодати Божией в том, что человек меняется изнутри.

Необходимо помнить: чтобы сохранить неискаженную веру в Триипостасного Бога и Боговоплощение, необходимо быть членом Церкви Христовой, а Церковь зиждется на Соборности, апостольской преемственности и Евхаристии.

И очень важно понимать: отсутствие хотя бы одного из упомянутых критериев является признаком того, что данное собрание не есть Церковь Христова. Где нет преемственности, там нет ни священства, ни благодати. Где нет Соборности, там тоже нет Церкви, ибо Соборность – это свободное единство членов Церкви на основании любви к Богу и ближнему. Сила Соборности в том, что в Церкви есть безусловный авторитет, которому должны подчиняться все, независимо от ранга, сана, возраста и других различий. Этим безусловным авторитетом является Сама Церковь. Если отсутствует в Церкви этот безусловный авторитет, Она начинает подстраиваться под мир, обстоятельства, под конкретную личность, рушится единство, а Предание Церковное, выраженное в догматах и канонах, поддаётся сомнению.

Если это происходит, авторитет Соборности теряется. И каждая конкретная общность людей начинает искать свой авторитет. Это путь, как мы уже убедились, ведущий в раскол. Нам следует ценить то, что нам дает Церковь, и не нарушать каноны и Церковное Предание, независимо от всех земных и, казалось бы, важных обстоятельств.

Если мы преступаем каноны и Предание, разрушается Соборность и Сама Церковь. И, наконец, если человек не видит необходимости в Евхаристии, ему и Церковь не нужна. 

Отрывок из проповеди в день памяти прп. Антония Печерского

Теги

Социальные комментарии Cackle