Как избежать ошибок во время причащения Тела и Крови Христовых

Есть две распространенные ошибки касательно причастия Тела и Крови Христовых. Эти две ошибки диаметрально противоположны друг другу.

Первая – отсутствие должного благоговения перед Святыми Дарами и какая-то «санитарная» брезгливость: «мол, все причащаются из одной лжицы и все из одной Чаши, тем более сейчас, во время пандемии». Эта ошибка характерна для новоначальных православных христиан в большинстве случаев.

Вторая ошибка – чрезмерный страх перед причастием. Не просто страх Божий, а надуманный еще страх, когда человек себя накручивает специально из романтических или экзальтированных соображений, стараясь довести себя до определенных экстатических состояний. Это уже ошибка в большинстве своем характерна для воцерковленных людей.

Но, как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Так и с Таинством Евхаристии. Здесь тоже всё просто. Твое дело – распахнуть себя настежь перед причастием и принять Тело и Кровь Христовы. При этом соблюсти обряд определенный, который установлен в первую очередь для того, чтобы в суете, эмоциональности и спешке не выбить у священника Чашу или лжицу со Святыми Дарами или, не дай Бог, не выплюнуть их. Поэтому мы и скрещиваем руки диагонально на груди перед Чашей. Хочешь сделать земной поклон, сделай его на расстоянии, а перед самой Чашей не суетись, уже не надо поклонов. Скрести диагонально руки на груди (левую на правое плечо, а правую поверх левой – на левое плечо) и иди с Богом ко Святому Потиру. Крестообразно скрещенные руки – это тот же крест Христов, который мы, как православные христиане, накладываем на тело. И в то же время этим жестом мы словно бы убираем руки, чтоб они не двигались, как лопасти мельницы, мешая причаститься или создавая для священнослужителя, стоящего на амвоне со Святыми Дарами, дополнительную опасность.

Потом подойди к Чаше, назови свое имя и открой рот. Больше от тебя ничего не требуется. Проглоти Тело и Кровь Христовы, подожди, когда диакон или пономарь оботрет тебе уста, поцелуй нижний край Чаши (не руку священника, не крест его, но только нижний край Чаши) и далее, ничего не целуя, иди возьми просфору, скушай, запей запивкой, хорошо прополощи рот и проглоти всё это. Потом уже можешь свободно целовать иконы, крест и т. д.

Не брезгуй Телом и Кровью Христовыми. Пусть тебя не смущает, что ВСЕ подходят к Чаше. Потому что Господь наш Иисус Христос – Один и Тело Его Одно. И все мы объединяемся вокруг Него в одно целое. В этом и есть одно из главных выражений Единства и Соборности Церкви. Все одно. Все вместе, всем миром вкушают Тело и Кровь Христовы и спасаются. И ни один человек от этого еще не заболел. Это попросту невозможно. И ты прочь гони сомнения. И не дерзай сомневаться в спасительности и животворности Святых Даров. Вспомним Павловы слова: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:29, 30). И «достойно» здесь означает со страхом Божиим и верою приступать. Ничего в этом мире нет выше и святее Тела и Крови Христовых! Посредством Их Господь соединяет тебя с Собой. Так чего же ты боишься? Не бойся!

С другой стороны, у некоторых воцерковленных людей есть противоположная ошибка. Они накручивают себя. Перед Чашей надо обязательно физически затрепетать, нужно обязательно заплакать, почувствовать себя мерзким. Или я не буду причащаться, потому что недостоин или недостойна. Но, дорогой мой, это огромное заблуждение! Никто недостоин! Нет ни одного человека в мире, достойного причастия. Оно – это милость Божия. Снисхождение в наше недостоинство. Смотри, не фарисействуй! Не актерствуй! Вспомни, что случилось перед первой Литургией в мире – на Тайной вечере: «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:5–8).  И если бы Петр не согласился, чтобы Спаситель умыл ему ноги, то Петр бы не имел части с Богом и не спасся. Так и ты не отнимай себя от Бога. Спаситель пришел, чтобы умыть тебе ноги, чтобы посредством священнослужителей послужить тебе. Не отнимай своих уст от Чаши, не размышляй чрезмерно: «Теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Твое дело подготовиться, почитать каноны, Последование ко Святому Причащению, утренние и вечерние молитвы, поисповедоваться, попоститься. А остальное всё не твое дело, а Господа Бога.

Теперь насчет слез, дрожания и трепета. Не вымучивай, не выкручивай из себя тех состояний, которые являются не твоей заслугой и не твоими качествами, но благодатными Дарами Святого Духа. Твое дело – сокрушиться, прийти в покаянное чувство, смирить себя и в мире, спокойствии, со вниманием, безэмоционально, насколько это возможно, подойти к Телу и Крови Христовым. И пусть ваш страх Божий и вера будут примерно такими, как у священнослужителя. Т. е. предельная концентрация внимания не на своем состоянии, болезнях и прочем. Нет. Но только и исключительно на Святых Дарах: «Как бы не пролить, не выплюнуть, как лучше открыть рот,  не капнуть, принять правильно Великую Святейшую Святыню». Вот о чем нужно думать, подходя к Чаше.  Смотрите на священника в этот момент, на диакона или пономаря, взаимодействуйте с ними, слушайте их, а не себя. В этом тоже состоит послушание Церкви.

И также хочется обратиться вообще ко всем верующим. Момент причастия священников в алтаре – это не антракт в театре. Не расслабляйтесь. И не расслабляйте причастников. Этот момент сродни моменту Великой Субботы. Когда умолчит всякая плоть в преддверии Воскресения Христова. Когда отвалится камень от гроба, откроются Царские врата и вы узрите Воскресшего Христа Телом и Кровию Своими, Пребывающего с нами. Это очень великий момент!

Протоиерей Андрей Чиженко

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle