Почему дети убивают детей?

Комментарий священника.

И за границей, и у нас появляется всё больше школьных психологов и различных психологических практик, связанных с детьми и подростками. Однако детская и подростковая агрессия вопреки этому растет стремительными темпами.

– Я ни в коей мере не хотел бы приуменьшать значение психологов и их работы, но, на мой взгляд, главное всегда происходит в семье.

Современная же семья, что у нас, что за рубежом, живёт в обществе и с ним неизбежно взаимодействует. А чем живёт сегодняшнее общество и каковы его ценности? Лидерство, креативность, статус, успех. Упавшего пни, на оступившегося донеси, неудачник сам виноват… Ценнее всего собственная жизнь. И вообще, я «поступаю в своих интересах, какие проблемы»? Конечно, в ряду этих ценностей есть понятие о законности, свободе и правах, но среди них нет места любви. Любовь ведь не рациональна. Она может помешать достичь успеха, подвигнуть жертвовать собой и своими интересами, научить видеть за любой проблемой реального живого человека. Вот и не учит современная мораль любить, что неизбежно делает её глубоко ущербной. И сегодняшние молодые люди по большей части уже успели впитать в себя эту ущербную мораль даже не как норму, а как нечто само собой разумеющееся и безальтернативное. Сомневаетесь? Тогда задайтесь вопросом, почему, видя чужую беду, люди в первую очередь не бросаются помогать, а хватаются за смартфоны, чтобы успеть снять? Одни только кадры с ранеными детьми после стрельбы в казанской школе чего стоят! Снимали ведь не журналисты, снимали неравнодушные граждане, неравнодушия которых хватило ровно на то, чтобы не пройти мимо, не запечатлев пострадавших на камеру…

А теперь представьте себе, на каком месте будет любовь в семьях, которые создадут носители подобных ценностей. Да и будет ли она там вообще? «Отношения» будут. Стремление к успеху, развитию и реализации себя будет. Воспитание, раннее развитие детей, раскрытие в них всяких там «творческих способностей» и «лидерских качеств» будет. Подготовка к взрослой жизни с младых ногтей тоже будет. Любви не будет. Впрочем, зачем им она, эта любовь? Известно же, что дети, выросшие в строгости, добиваются потом в жизни бόльших успехов, чем те, кого просто любили. Поэтому к трём годам ребёнок должен уметь читать, с пяти заниматься английским, если игры, то только развивающие, и никаких телячьих нежностей. Ну как, знакомая картина? А это, между прочим, картина классической неблагополучной семьи. И не надо удивляться. Неблагополучная семья – это далеко не всегда семья алкоголиков, наркоманов или тунеядцев. И уж точно не исключительно семья из социальных низов. Благополучную семью от неблагополучной отличает один единственный фактор: в благополучной семье ребёнок проходит школу любви, в неблагополучной – школу жизни.

А теперь посмотрим на личности школьных стрелков. Среди них есть самые разные личности: дети из проблемных и непроблемных семей, затравленные и забитые изгои, замкнутые и нелюдимые одиночки, общительные и, на первый взгляд, открытые экстраверты, вполне успешные и популярные среди сверстников ученики. Они разны во многом, но почти одинаковы в одном – ни один из них не был по-настоящему любимым ребёнком. В одной семье родители не сумели сформировать одинакового отношения к детям и будущего стрелка любили меньше, чем брата или сестру. В другой отец был домашним тираном и ни на минуту не позволял расслабиться ни жене, ни детям. В третьей мать-одиночка света белого не видела за работой, чтобы обеспечить хотя бы материальную сторону жизни детей. В четвёртой слишком требовательные родители только и знали, что повышать планку своему способному чаду. В пятой родители были заняты исключительно работой, чтобы «вытянуть» и семью, и ипотеку, и образование детей… Так или иначе, но любить своих детей у родителей стрелков не было то ли времени, то ли сил, то ли желания, то ли и понятия с умением. 

И что, скажите, здесь мог бы сделать школьный психолог? Оказать ситуативную помощь, снять напряжение в какой-то конкретный момент? Пожалуй. Решить проблему? Однозначно нет. Поэтому повторюсь: проблемы детской и подростковой агрессии и начинаются, и решаются исключительно в семье. И ответственность за проявления агрессии детьми лежит в первую очередь на их родителях. Школа может помочь им в решении отдельных проблем, но, если на школу систематически перекладываются родительские обязанности – ждите беды.

Протоиерей Владимир Пучков

Опубликовано: Thu, 13/05/2021 - 17:59

Статистика

Всего просмотров 2,399

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle