О псалме, помогающем сделать правильный выбор
Митрополит Антоний (Паканич) о 37-м псалме.
37-й псалом занимает особое место среди псалмов. Его читают в ходе шестопсалмия.
Слова данного псалма обращены к Господу и выражают глубокое раскаяние в совершенных проступках, грехах. В историческом контексте это пронзительный крик о помощи царя Давида, искренне раскаявшегося и осознавшего всю мучительность, беспомощность и греховность человеческой природы.
Он взывает к Спасителю с просьбой о помиловании, о возвращении мира душевного, покоя сердечного, которые приходят в сердце только с наступившим покаянием, в процессе духовного возрастания, послушания Богу.
37-й псалом читают в сложных, затруднительных ситуациях, когда нужно принять правильное решение, найти выход из сложившегося положения, сделать следующий верный шаг в нужном спасительном направлении. Это касается как духовной, так и материальной жизни.
37-й псалом – ключ, открывающий наглухо закрытые двери.
Слова псалма эмоциональны и горячи. Давид всем своим существом осознает личное падение, свое горестное состояние и одновременно познает всю глубину и масштаб катастрофы отпадения человечества от Господа.
Он взывает к Богу не только о себе, но и обо всех утерявших спасительную связь с Ним. Давид осознает, что все наши бедствия вызваны нашими собственными страстями и грехами, признает, что беззакония наши превысили меру наших сил, мы раздавлены и разгромлены наши грехами и просим Бога о великой милости – прощении и возобновлении общения с Ним, прерывание которого отрезало нас от вечности.
Псалмопевец говорит о своих врагах – реальных, конкретных людях и врагах рода человеческого – грехах, страстях, помыслах, навеваемых бесами, с которыми мы сражаемся денно и нощно. Он просит защиты у Господа от их злодейских козней и говорит о своей невиновности перед лицом врагов только после признания собственных грехов, таким образом отрекаясь от зла и обращая свой взор к Богу и Его милостивому заступничеству.
Это и есть кульминация псалма – сознательное отречение от греха, разрыв страстных пут, признание собственной беспомощности и осмысленное обращение к Господу.
Данный псалом – сокрушение сердца, воспоминание о множестве своих грехов и тяжести прегрешений, а также горячее желание уврачевать загнившие и воссмердевшие от нерадения и беспечности раны острастившейся воли своей и своих наклонностей, делающие человека бесчувственным. Ведь это и есть истинное безумие, о котором говорит Давид: «возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего».
Слова «возсмердеша и согниша» означают продолжающееся даже до смерти нерадение, как бы некий смрад и согнитие. «Ибо некоторые из нас готовы скорее скрыть свое имущество в землю, нежели передать не имущему. Когда же приблизится кончина, тогда воссмердевает в душе таковая язва, как причина гнилости и безумия, и, оставаясь в ней вечною раною, не попускает ей войти в Небесное Царство первородных, как завещавает закон о имеющих порок», – предостерегает прп. Марк Подвижник.
Слова 37-го псалма – это слова созревшего для Божией любви человека, когда никакой негатив от людей, жизненных ситуаций уже не может погасить в нем любви к Богу:
«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего».
Господи, помилуй нас грешных!
Записала Наталья Горошкова
Опубликовано: Mon, 01/07/2019 - 09:00