Каких ошибок нужно обязательно избежать православному христианину, находясь в отпуске?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Наверное, нужно начать со слов святого первоверховного апостола Павла: «…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1 Кор. 10:20–22).

Конечно, мы не сильнее Бога. Со стороны апостола Павла последний стих данного новозаветного отрывка звучит как горький юмор.

Сегодня технологии очень упростили путешествия, а вместе с ними взаимное общение почти всех народов на Земле. Самый длинный авиарейс Сингапур – Нью-Йорк длится около семнадцати с половиной часов. Первое кругосветное путешествие испанско-португальской экспедиции под командованием Фернана Магеллана длилось около трех лет. Причем сам Магеллан до окончания путешествия не дожил. Был убит туземцами на одном из островов Тихого океана.

Полдня и три года. Вот такое сокращение времени в XXI веке. Благодаря развитию транспортных средств множество людей может довольно быстро и с комфортом передвигаться по планете, в том числе и наши соотечественники. Тем более что наступила пора отпусков, география которых в XXI веке очень широка – от Турции и до Мальдив, от Гавайских островов и до Карибских архипелагов.

Довольно часто знакомство с культурами предполагает и знакомство с религиями: католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм, индуизм, культ Вуду (бассейн Карибского моря), локальные языческие культы.

Сегодня синкретическое время. Время, когда происходит попытка стирания граней – границ между государствами, пространственных расстояний, граней между религиями, культурами и даже полами. Современный человек часто всеяден, в том числе и в религиозном отношении. Он и в католическом храме перекрестится, и с мусульманами совершит намаз, и в индуистском храме воскурит благовония, и Стену Плача тоже поцелует, и каббалистическую красную ниточку на руку повяжет, и с Египта привезет на папирусе изображения древних языческих божков.

Но обратимся снова к вышеприведенному отрывку из Первого Послания к коринфянам святого первоверховного апостола Павла.

Апостол строго предупреждает православных христиан о том, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» и что «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской».

Мы должны четко отделять в сознании, что зайти, к примеру, в индуистский храм или повязать на руку каббалистическую красную ниточку не то же самое, что маракуйи попробовать или на слоне покататься. Это вступление в общение с бесами. Соответственно не стоит потом удивляться, что можно потом домой на плечах привезти беса – или в маске африканской шаманской, или в виде индуистского божка Ганеши, или японской нэцкэ, или в изображении папирусном египетского Осириса или Сета. Потом не стоит удивляться тому, что, к примеру, ухудшится жизнь, самочувствие или здоровье. Ведь такой человек совершил религиозный акт. Он вступил в общение с бесами.

В этом, конечно, следует исповедоваться. А такие вещи попросту выбросить из дома или лучше сжечь. Предметы же ли сувениры из различных стран с призыванием имени Святой Троицы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» лучше окроплять святой водой. Ведь вы не знаете, что с ними делали и какие обряды над ними совершали до того, как они попали к вам, тем более если вы везете их из языческой страны. 

С другой стороны, мы должны четко разграничивать простое общение и то «общение», о котором говорили святые апостолы. Так, к примеру, десятое правило из книги «Правила Святых Апостолов» говорит следующее: «Аще кто с отлученным от общения Церковнаго помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен», т. е. нельзя молиться с еретиком или раскольником, язычником дома либо в храме, либо в каком-то другом месте. Но, к примеру, известный византийский канонист и толкователь церковного права Вальсамон пишет в толковании на это правило: «Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно. Но разговаривать с отлученным не воспрещается». 

Т.е. нам нужно понять, что под общением святые апостолы в первую очередь понимали общение евхаристическое, богослужебное, молитвенное. Но общение как разговор, бытовые действия, включая и отдых, вполне возможны. Просто нам нужно разграничивать духовную жизнь и жизнь повседневную бытовую. В духовной жизни (молитва, посещение храма, Таинства и обряды) мы должны оставаться верными Православной Церкви и не вступать в религиозное сообщение с другими верованиями. В земном же сообщении мы можем и пообщаться, и отдохнуть, и, так сказать, «на других посмотреть, и себя показать». Только нужно помнить, что мы – православные христиане и веру должны хранить, беречь как зеницу ока. Нельзя ее оставлять, как пыльную зимнюю одежду в шкафу. Она, как и крестик нательный, должна быть с нами всегда.

Иерей Андрей Чиженко

Опубликовано: Wed, 26/06/2019 - 10:29

Статистика

Всего просмотров 2,514

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle