Что для человека наиболее трудное, но самое важное в жизни?

Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

Кто-то скажет – зарабатывать деньги, воспитывать детей. Другие заметят: «Для меня наиболее трудное прощать, не обманывать, признавать свою вину, раскаиваться в грехах, жить по совести, просто быть человеком». Действительно, все перечисленное дается нелегко. Однако в древности преподобные отцы считали, что самое трудное для человека – это молитва. Мы в этом постоянно убеждаемся: только становимся на молитву, как сразу начинают в голову лезть разные мысли, нам трудно сосредоточиться на словах. Получается, что в основном мы только вычитываем правило, а до настоящей молитвы нам очень далеко. Впрочем, не все так безнадежно, как кажется.

Святые отцы выделяют устную молитву, то есть ту, которую большинство из нас практикует, когда уста произносят слова молитвы, а ум и сердце решают какие-то свои земные вопросы или просто спят и лишь иногда просыпаются. Это первая ступенька, которую мало кто может обойти. Несмотря на все несовершенство такой молитвы, ее ценность в том, что человек хоть отвлекается от житейской суеты и стоит перед Богом. Из-за регулярности и неотступности Господь слышит и эту незрелую молитву. Хуже, когда человек редко становится на молитву, делает это нерегулярно или молится по-фарисейски, без покаяния, напоказ. Как понятно из притчи о мытаре и фарисее, такую ​​молитву Бог не принимает.

Достигнув второй ступени, человек начинает подключать во время молитвы ум, читать ее внимательно, вдумываться в слова текста. Соответственно, и в повседневной жизни постоянно пытается помнить о Боге и действовать согласно заповедям и голосу совести. Такую молитву святые отцы называют умной. Несовершенство ее только в том, что не всегда с умом соглашается сердце через захламленность его различными страстями. То есть добро, которого желает ум, человек не всегда хочет делать, а зло, от которого разум подсказывает отойти, делает. В этом грехе раскаивается даже святой апостол Павел (см. Рим. 7:19).

По мере освобождения сердца от страстей человек становится на высшую ступень молитвы – умно-сердечную, когда ум и сердце уже не воюют между собой, а находятся в согласии. Такой молитве уже ничего не может помешать: ни страсти, потому что они подчинены; ни скорби, потому что человек принимает их с благодарностью как средство духовного совершенствования и приближения к Богу; ни различные дела, так как их делают ради славы Божьей и на благо других. Чем бы ни занимался такой человек, он все делает с радостью, внимательно, надежно, на века. Прп. Исаак Сирин утверждает, что подобной молитвы достигает не всякий человек, а один из тысячи. Впрочем, все мы призваны стремиться к общению с Богом, ибо без этого наша жизнь не имеет настоящего смысла.

Нынче Евангелие приводит два примера такой совершенной молитвы. Первый – это молитва начальника синагоги Иаира. Когда тот обращается с мольбой исцелить 12-летнюю дочь, Господь его не испытывает, не спрашивает, есть ли у него вера, а сразу спешит выполнить просьбу, видя его жертвенное чистое и любящее сердце.

Второй пример совершенной молитвы наблюдаем у женщины, которая 12 лет страдала от кровотечения. Как можно понять из контекста Евангелия, сначала у нее не было твердой веры и внимательной молитвы, поэтому она искала спасения только у врачей, на которых потратила все свое состояние. Однако через крест страданий она очистила сердце от злых страстей и достигла наивысшей, совершенной ступени молитвы. Как только она решила, что, прикоснувшись к одежде Спасителя, станет здоровой, сразу же получила исцеление (см. Лк. 8:41–56).

Как видим, молитва – это не какой-то аутотренинг, как полагают светские нецерковные люди; это не просто правило (закон), которое надо ежедневно исполнять. Молитва – это сердцевина духовной жизни. Когда есть молитва, когда есть живое общение с Богом, тогда все, что мы делаем, получает свой хороший смысл, а главное – нам всегда помогает Сам Христос Спаситель. Если нет молитвы, то каких бы усилий мы ни прилагали, наш труд является безуспешным или даже вредным для окружающих, потому что без молитвы мы оторваны от источника жизни и всякого добра – Бога.

Поэтому, братья и сестры, не пренебрегайте молитвой. Как бы тяжело мы ни работали, как бы мы ни измучились в течение рабочего дня, не поленимся выделить 10-15 минут утром и вечером для молитвы. Сколько бы сил мы ни потратили в продолжение рабочей недели, все может быть бесполезным, если в воскресные и праздничные дни мы не придем в церковь для молитвы и участия в Таинствах.

В старину люди, встречаясь, не спрашивали: «Как у тебя дела?» Они прежде всего узнавали: «Как твоя молитва?» Потому что прекрасно понимали: если есть молитва, то и все дела легко налаживаются, а если молитвы нет, тогда все, что делается, бесполезно.

Нынче Церковь также особо чтит святителя Тихона, Патриарха Московского, и всех отцов Собора, который проходил в очень непростое время нашей истории – в 1917–18 гг. Большинство из отцов – это святые люди, которые приняли на себя первый удар жестоких гонений на нашу Святую Православную Церковь. Они не побоялись подняться на свою Голгофу именно потому, что знали цену молитвы и понимали, что без нее все усилия безбожников построить светлое будущее будут напрасными.

Впоследствии это подтвердила кровавая история ХХ века, и до сих пор мы пожинаем горькие последствия безбожного воспитания нескольких поколений людей когда-то одной из крупнейших стран мира. Но снова и снова мы наступаем на те же грабли, потому что политики никак не хотят понять, что без молитвы в единой благодатной Святой Соборной и Апостольской Церкви невозможно построить лучшую жизнь для людей.

Помолимся святителю Тихону и всем святым отцам Поместного Собора бурных лет начала ХХ века, чтобы нам, несмотря на всю нынешнюю лукавую ложь в СМИ, никогда не оставлять трудное, но результативное дело на земле – молитву и сохранить свою православную веру святой и невредимой. Аминь!

Опубликовано: Tue, 20/11/2018 - 21:51

Статистика

Всего просмотров 1,690

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle