Митрополит Антоний о том, что на самом деле происходит вокруг Церкви

В связи с волнениями вокруг вопроса о предоставлении автокефалии по просьбе редакции «Православная Жизнь» Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) рассказал о реальном положении дел.

– Владыко, в церковной среде не прекращаются споры, пересуды и рассуждения вслух по поводу категоричных заявлений руководства страны относительно возможного создания «украинской церкви». Большинство верующих гадает на кофейной гуще, строит необоснованные предположения, не обладая необходимыми знаниями и информацией по этой теме. Мы бы хотели с Вашей помощью развеять сомнения и предоставить правдивую информацию из первых рук, во избежание домыслов и кривотолков, для сохранения спокойствия среди православных верующих.

Расскажите, пожалуйста, какова процедура предоставления автокефалии? Так ли это просто?

- Начнем с того, что в Православной Церкви пока нет общепринятого документа, который бы прописывал процедуру предоставления автокефалии. Точнее сказать, проект такого документа подготовлен и согласован, но пока еще не утвержден всеми Поместными Православными Церквами. Главным принципом решения этого важнейшего вопроса является консенсус всех автокефальных Церквей. Что это значит? Это означает, что сегодня никакой Патриархат не может сам по себе предоставить автокефалию какой-либо Церкви. 

Православная Церковь – едина, а значит все наиболее важные вопросы, в том числе и предоставление статуса автокефалии, решаются всеми Поместными Церквами совместно. То есть Архиерейский Собор Автономной Церкви или Экзархата принимает соответствующее решение о желании автокефального устройства и затем обращается с этой просьбой к Церкви-Матери, то есть к той Церкви, в юрисдикции которой в настоящее время церковная структура, желающая автокефалии, пребывает. Затем, после получения согласия Церкви-Матери и всех Поместных Православных Церквей, провозглашается автокефальный статус такой Церкви. 

Такой порядок был выработан в связи с проблемами, которые возникали в истории с предоставлением предыдущих автокефалий.

Например, Православная Церковь Чешских земель и Словакии получила автокефалию от Русской Православной Церкви еще в 1951 году, но только спустя почти полвека, в 1998 году, автокефалия Чешской Церкви была признана Константинополем. А вот автокефалия Американской Православной Церкви, полученная от РПЦ в 1970 году, не признана Константинопольским Патриархатом до сих пор. Для того, чтобы таких противоречий не возникало, и была выработана подобная процедура.

Особо стоит отметить, что вопрос автокефалии Украинской Православной Церкви продвигается прежде всего политиками, которые не понимают или не хотят понять сути церковного устройства. Более того, подобные вопросы рассматриваются с точки зрения их собственных сиюминутных политических интересов. При этом совершенно не учитываются интересы духовные.

Один из Предстоятелей Поместных Православных Церквей мне прямо сказал, что у Церкви в ХХІ веке есть две самые значимые ключевые задачи – это Единство и Миссия. Однако нам искусственно навязывают другие цели, которые могут быть только инструментом, но никак не самой целью. Хотел бы также напомнить слова блаженнопочившего Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира, сказанные им в 2013 году: «Статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой с правами широкой автономии на сегодняшний день является оптимальным. Этот статус Украинской Православной Церкви является залогом ее внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского Православия».

Да, за 5 лет в общественной жизни Украины многое изменилось. К лучшему или к худшему, пока не могу сказать. Наверно, у каждого есть свой ответ на этот вопрос. Как священник могу только заверить, что Церковь Христова не может и не должна стать служанкой идеологических трендов, которые так часто меняются. Церковь – вечна.

Это не значит, что у нас существует табу на обсуждение вопроса о статусе нашей Церкви. Нет, конечно. Но мы, иерархи, священники, которым Господь доверил духовное стадо, ответственны за души верующих и за наши действия в Церкви. В конце концов Бог спросит земных правителей за земное благополучие своих граждан, а нас – за их души. Что для кого главнее – пускай выбирает сам.

– Но госдеятели заявляют, что «Вселенский Патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии УПЦ».

– Это словосочетание появилось в наших СМИ, но его нет в официальных документах Константинопольского Патриархата. Таким образом, это либо самообман, либо попытка выдать желаемое за действительное. Также не исключаю, что политики, заявляющие подобное, введены в заблуждение собственными недобросовестными советниками. Константинопольский Патриархат, как известно, сделал заявление, что, получив петиции политического руководства Украины о даровании автокефалии, будет тесно общаться и координировать свои действия со своими сестринскими Православными Церквами по этому вопросу.

Иными словами, будет рассматриваться сам вопрос, а не начало каких-либо процедур для якобы «предоставления автокефалии УПЦ», тем более что, как уже говорилось, у Константинопольского Патриархата нет на это исключительных полномочий.

– Если предположить, что Константинопольский Патриархат все же выдал какой-то документ, провозглашающий автокефалию в одностороннем порядке?

– Предполагать, конечно, можно что угодно, но если бы такое произошло, это означало бы раскол всего мирового Православия и потому сомнительно, чтобы Вселенский Патриархат на такое решился, как и другие Поместные Церкви, особенно те, которые, как и УПЦ, пережили или переживают трагедию раскола.

– Но если с автокефалией все так сложно, могут ли политики попытаться «пойти другим путем»? Ведь некогда в Эстонии получилось создать автономную Эстонскую Православную Церковь под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, отдельную от уже существующей ранее Эстонской Православной Церкви в единстве с Русской Православной Церковью?

– Ситуация с Эстонской Православной Церковью как раз и демонстрирует, какие проблемы могут возникнуть при односторонних действиях одной из Православных Церквей без оглядки на другие. Но в Эстонии, при всех проблемах, политическая ситуация гораздо стабильнее. В нашей же стране, переживающей сейчас беспрецедентное за всю современную историю Украины политическое противостояние и военные конфликты, такое решение только усугубило бы общественные междоусобицы и никак не уврачевало бы церковный раскол.

– И тем не менее события последних лет показывают, что произойти может что угодно. Люди часто слабы, в том числе и архиереи, на них может быть оказано давление, которое подвигнет их на неосторожные действия. Что в такой ситуации предпринимает наше Священноначалие?

– Священноначалие нашей Церкви находится в постоянной связи со всеми Поместными Церквами, со всей полнотой Вселенского Православия. Практически все Поместные Церкви выражают поддержку Украинской Православной Церкви и верность каноническому порядку.

В таких непростых условиях нашей жизни Церковь максимально заботится о мире в стране, выполняя соответствующую Ее предназначению миссию миротворца. Мы пытаемся донести до руководства страны нашу позицию, мы говорим публично, что ни с гражданской, ни с церковной точки зрения предложенный способ преодоления церковного раскола в стране не является правильным. И время обязательно это покажет, расставив все на свои места.

– А что сейчас можно сказать православным верующим Украины, которые постоянно ощущают давление со стороны отдельных представителей власти, сталкиваются с захватами храмов раскольниками, подвергаются агрессии националистских организаций? Паства часто незащищена и в такой ситуации готова верить самым нелепым слухам.

– Верующие тем и отличаются от других людей, что обладают главным сокровищем – верой в Господа Иисуса Христа. Он сильнее всех земных властителей. Без Его воли в этом мире не может свершиться ничего. А потому важно довериться Богу и непрестанно молиться, особенно усилить свою молитву и за власть, чтобы Господь умудрил и вразумил.

Очень часто все наши проблемы происходят от того, что мы попросту не умеем терпеть. Нам всегда хочется ответить нашим обидчикам, а ведь именно с этого начинается цепочка большинства наших грехов. «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3). В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он помог нам стерпеть: стерпеть тогда, когда, как нам кажется, нас обидели, когда нас в чем-то обвинили, когда по отношению к нам поступили неправильно или несправедливо. Мы просим Бога: «Господи, помоги нам сохранить любовь к ближним, помоги нам промолчать и тем самым сохранить наш душевный мир!»

Очень важно не паниковать и не распространять слухи. Тем же, кто проводит время в интернете, тщательно стоит проверять получаемую информацию и не транслировать так называемые вбросы. Именно сейчас мы все должны быть максимально ответственны за свои слова и деяния и не становиться орудием в чужих злонамеренных руках.

Верующим сегодня следует сплотиться вокруг нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, довериться Священноначалию нашей Церкви и поддержать его молитвой.

Беседовала Наталья Горошкова

 
 

Опубликовано: Tue, 15/05/2018 - 16:30

Статистика

Всего просмотров 813
Социальные комментарии Cackle