Митр. Антоний (Паканич): Никакие новые декларации и требования, идущие вразрез с канонами Церкви, не смогут спасти Украинскую Православную Церковь

Нынешнее давление на Украинскую Православную Церковь во многом напоминает историю сорока мучеников Севастийских. И хотя все её знают, но стоит напомнить.

В IV веке римские воины-христиане отказались от требования властей почтить языческих богов. И христианских воинов загнали в ледяное озеро, разрешая выйти лишь тем, кто отречется. А на берегу отступников уже ждала жарко натопленная баня. Тем не менее мученики стойко переносили и само мучение, и столь сильное искушение, до которого было рукой подать. Истязание продолжалось в течение ночи, и под утро лишь один из сорока, не выдержав, отрекся от своего подвига и бросился в баню, но тотчас же умер. Видя стойкость духа христиан, один из мучителей сам восславил Христа и присоединился к стоявшим в озере, восполнив число сорок.

Примерно то же самое сейчас делают и с нашими верными (иногда почти буквально, оставляя наши обители, которые жаждут захватить, без света и отопления), ожидая, что кто-то искусится призраком «тепла» и «спокойствия». А некоторые, кто уже на полпути к «бане», еще и смущают исповедников, сохраняющих верность своей Церкви, призывая их оставить свой подвиг.

Но мы видим, что все эти призывы – обман. Любые уступки в вопросах спасения не приводят к ослаблению искушений, но, наоборот, создают почву к еще бóльшим искушениям. Не стоит надеяться, что наша искренность и наш патриотизм каким-то образом повлияют на прекращение притеснений и давления.

Неверующие и нецерковные люди смотрят на нас как на политическую силу. Им и невдомёк, что мы любим свою страну, свою землю и свой народ не для того, чтобы кому-то понравиться. Для нас люди не электорат, о котором вспоминают только один раз в четыре года, а живые клетки Тела Христова, которым обещана Вечность. Это часть нашего религиозного мировосприятия. Нам так заповедует наш Бог, Господь Иисус Христос. Нас так учит наша Церковь. Мы так живем и по-другому просто не можем.  Наша задача – воспитать в себе любовь к Богу, а этого возможно достичь только через любовь к ближнему, причем не к абстрактному, а к конкретному, который живет и трудится рядом. Но главный ориентир на этом пути – быть верным Триипостасному Богу и Церкви Христовой.

Вновь и вновь приходится констатировать, что все уступки не приносят благого плода, а напротив – производят еще бóльшие и бóльшие требования. Видимо, по замыслу сценаристов нашей ситуации, давление должно усиливаться до тех пор, пока Украинская Православная Церковь полностью не растворится в ПЦУ.

Нас пугают, что мы останемся в меньшинстве, маргинализируемся, что нас поставят вне закона, что у нас отберут все храмы и монастыри. Что ж, если этого требует стояние в Истине – мы готовы идти до конца. Господь наш ясно сказал: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

Для верных чад Украинской Православной Церкви объединение с ПЦУ не вопрос юрисдикций и не вопрос политический. Это в самом деле вопрос спасения, поскольку мы считаем, что не может быть истинной Церковью структура, не имеющая законного рукоположения – апостольского преемства.

Нам говорят: какая разница, ведь действительность рукоположений ПЦУ признал Константинопольский патриарх? Увы, никто не застрахован от заблуждений и падений, причем неважно, кто ты: патриарх или мирянин.

В православной системе ценностей нет безошибочности и безгрешности по статусу. Всякий нарушающий Церковное Предание, выраженное в общепринятых соборных постановлениях и святоотеческих правилах, разрушает вероучительный и канонический фундамент здания Церковного, а значит – совершает грех. Особенно это касается церковных руководителей, ведь их заблуждения могут стать причиной заблуждения многих, кто им доверяет, следовательно – стать причиной их вечной погибели.

Точно так же никакие новые декларации и требования преследователей, идущие вразрез с канонами Церкви, не смогут спасти Украинскую Православную Церковь. Они только ослабят её, ввергнув в новый раскол. Именно этого и хотят гонители: ослабить, расколоть и уничтожить.

Обычный человек, как и любое живое существо, стремится избавить себя от страданий. Но христианин знает, что целью жизни верующего не есть уют, безопасность, спокойствие и благополучие на земле. Всем этим мы можем и должны пожертвовать ради высшего блага – воссоединения с нашим Господом в Царствии Его. И именно этого высшего блага нас хотят лишить гонители, провокаторы на их службе и обманутые ими наивные души.

Все страдания, испытания и искушения имеют свой предел. Все они конечны. Так было всегда, и так будет: гонения рано или поздно прекращаются.

Нам нужно лишь выстоять, не поддаться на сладкие речи искусителей, преодолеть это нелегкое время, остаться собой, остаться христианами, любящими Господа и ближнего своего, и тем не лишиться своего венца, уготованного нам от Христа.

Преподобный Иустин (Попович), великий сербский богослов и страдалец за веру и истину от богоборческого режима Броза Тито, сказал прекрасные слова, которые можно назвать завещанием всякому, кто чувствует ответственность за Церковь Христову: «Церковь – это вечность во времени, в этом временном мире… Не она должна ориентироваться на время или потворствовать духу времени, а, напротив, время должно руководствоваться ею... Ибо она – всегда Божественная, всегда Святая, всегда Апостольская, всегда Соборная, и поэтому никогда нельзя жертвовать Вечным ради временного, Божиим ради человеческого, Небесным ради земного. Нельзя и приноравливаться к духу времени. Напротив, в задачу Церкви входит: вводить время в Вечность, преобразовывать временное, дабы оно стало способным воспринять в себя Вечное, возрождать всё человеческое Богочеловеческим».

Социальные комментарии Cackle