По какому признаку можно отличить верующего человека от неверующего
Продолжаем цикл духовных бесед с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.
– Отче, мы все погрязли в осуждении… Что это за напасть?
– В «Лествице» прп. Иоанн Синайский отожествляет осуждение с клеветой и практически ставит знак равенства между ними.
– Почему так?
– Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Когда мы даем оценку другому человеку, наше мнение, как правило, субъективно, потому что мы смотрим на ситуацию сквозь призму своих страстей. Мы вроде бы с «благими намерениями» осуждаем, но на самом деле клевещем. Преподобный советует стараться не отвлекаться на недостатки других людей, а больше себе внимать.
В целом, если человек ведет правильную духовную жизнь, ему некогда заниматься грехами других людей, потому что у него самого работы непочатый край и нет времени и сил анализировать недостатки других.
Когда человек не занят внутренним деланием, он замечает: Иван такой-то, Мария такая-то… Он всю свою энергию тратит на то, чтобы других пересуживать.
– Получается, что осуждение – это показатель, верующий ли человек на самом деле или только номинально…
– Действительно, именно наше отношение к другим людям выдает то, насколько мы верующие. Люди крепкой веры более склонны себя осуждать, потому что они все время заботятся о том, чтобы достойно предстать перед Богом, а если вера слабая, то они не себя, а других осуждают.
К примеру, в теленовостях наблюдается сплошное осуждение: все плохие и все плохо.
Неосуждение других не означает, что мы, христиане, елейные и никак не должны реагировать на происходящее вокруг нас зло. Следует лишь осознавать, что зло начинается в душе каждого из нас. Побеждая в себе даже самую маленькую страсть, мы наносим сокрушительный удар по мировому злу. Вот почему прп. Серафим учит: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи».
Если один человек падает в грех, тогда и другие люди, которые слабее его, опускаются еще ниже, а когда он поднимается, то и окружающие тянутся за ним. Никого не осуждать научиться непросто. Этому можно научиться лишь по мере видения каждым человеком своих грехов.
– Золотое правило «Не судите, да не судимы будете».
– Вот именно! Интересный факт: в русском языке клевета и ложь – синонимы. А в «Лествице» прп. Иоанна эти понятия различаются. Клевету преподобный отожествляет с осуждением, а ложь – это сознательное желание причинить вред и боль другому человеку. Если клевета и осуждение несут отпечаток неосознанного действия, человек при этом руководствуется «благими намерениями», то ложь – это крайняя степень нечестия, когда люди лгут осознанно.
К сожалению, если посмотреть на мир глазами монаха, беспристрастно, то кругом сплошная ложь. Осознанная или неосознанная. Из нее, конечно же, хочется вырваться.
Преподобные старцы говорят: если у вас хватает сил исполнять заповеди Божии в миру, среди всей его неправды – живите в миру, а если нет – уходите в монастырь.
Исходя из собственного опыта, скажу: монашество – это желание вырваться из плена лжи.
Беседовала Наталья Горошкова
Опубликовано: вт, 07/06/2016 - 16:59