5-я заповедь: не спугните свою старость
У моего пасынка в классе, когда они еще в школе учились, был друг чеченец. Имя не буду называть – вдруг когда-то прочтет и это даст ему пищу для гордости? Как-то было это уже спустя достаточные годы после окончания ими школы, приехал он в Москву, ну, и к нам в гости зашел. Я помнил его маленьким еще, совсем подростком, а тут в дверях встала шайба на полголовы выше меня ростом, так, что и мой (почти что) центнер не выглядел внушительно.
– Здравствуйте, дядя Дмитрий!
Снимает шапку и кланяется….
– Здравствуй, … Возмужал! Как дела то твои?
– Да все хорошо, дядя Дмитрий, вот, выучился на врача- стоматолога, теперь у меня практика.
– Ну, и слава Богу! Вот, смотри (обращаю внимание своего старшего), как здорово, когда люди молодые вежливы со старшими… Хорошо у вас принято к старшим с уважением обращаться, не обращая внимания ни на что, даже на разную веру…
– К сожалению, не все этому следуют, но у нас в родне так принято, что старшему всегда воздается уважение.
На днях довелось проехаться в метро и на одной из остановок, когда вагон стал заполняться, порадовался за молодого человека, по наружности и по одежде которого и не подумал бы, что он способен при первой же появившейся пожилой женщине тут же подорваться и освободить ей место. Ни наушники, ни гаджеты, ни стрижка «не пойми-какая» – не помешали ему. Дай Бог ему здоровья.
Люди в основной своей части старости боятся. Боятся надвигающейся непривлекательности, немощей, болячек.… Оттого всеми силами стараются это время от себя отодвинуть и тратят уйму сил и средств на часто иллюзорное продолжение своей молодости. Часто, чтобы хотя бы внешне дистанцироваться от своего возрастного, начинают оскорблять зрелость и насмехаться над старостью. И тем самым совершают непоправимые ошибки.
Во-первых, не почитая старости и понося стариков, такой человек сам обрекает себя на такую самую не почитаемую старость. И это еще хорошо, если будет так. Но может случиться и так, что старость такого человека случится в достатке и в относительном благополучии, а то и в богатстве и в почете. И тогда это будет большой бедой для такого человека. Потому как где, скажите, будучи в сытости и довольстве вспомнить о Боге и постараться принести Ему покаяние? И когда застанет его неготового исход, не страшно ли будет услышать: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16, 25)?
Во-вторых, памятуя, что пятая заповедь под родителями понимает и вообще старших – нам дается обещание: «чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле» (Втор. 5, 16). Нарушающий ее человек может и вовсе лишиться своей старости. И тогда он вовсе останется без возможности хотя бы терпением старческих невзгод и смиряясь под немощью своей – немного искупить сотворенное в дни молодости удалой, но неразумной.
Мне видится необходимым напомнить, что надобно стараться еще с молодости или хотя бы со зрелости – творить себе старость добрую и спасительную. Для чего вначале всего перестанем ее для себя бояться – много хуже старости лишение от нее. После откажемся от всякого уничижительного и бранного слова относительно тех, кто старше, особенно, когда придется от кого-то из них потерпеть. Наконец, можно постараться скрасить старость тех, кто нам годится в родители, а то и в деды с бабками.
Важно понимать, что делая чью-то старость более радостной и спасительной, тем самым мы и себе готовим старость полезную и добрую. И если верно говорят, что для того, чтобы понять, кто такой ближний, надо самому стать для кого-то ближним, то верно и другое – чтобы твоя старость была к радости, надо сделать радостнее и чью-то другую старость.
Дмитрий Филин
Опубликовано: пт, 20/05/2016 - 14:14