14 июня – преподобного Агапита, врача безмездного

Скрывая дарованный Богом дар – исцелять других молитвой, Агапит подавал больным зелье, которое варил себе в пищу, как будто оно было лекарственное.

Преподобный Агапит Пе­чер­ский, врач («ле­чец») без­мезд­ный, был ро­дом из Ки­е­ва, жил в XI ве­ке. Узнав, какие чудеса и исцеления совершает преподобный Антоний, основатель святой Печерской обители, Агапит пришел к нему, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его. Кроме того, Господь даровал ему дар своей молитвой исцелять других. Но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал больным братьям монастыря и всем приходящим к нему за исцелением зелье, которое варил себе в пищу, как будто оно было лекарственное.

В то время жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, подобного которому в городе еще не было. Осмотрев больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь, но при этом и не пытаясь такого человека лечить. Один из таких больных был принесен в Печерский монастырь; армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Но преподобный Агапит дал ему зелье, и тот исцелился. Армянин начал завидовать преподобному и прислал к нему осужденного на смерть, которому повелел дать яд, чтобы он выпил его перед Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелья, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. С тех пор иноверный армянин еще больше того разозлился на преподобного. И научил единоверцев своих подать ему самому выпить смертного зелья. Блаженный же выпил и остался невредим.

После этого заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого усердно, но безуспешно, лечил армянин. Князь, уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену, прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Преподобный, который никогда не покидал стены обители, передал для князя зелье, после чего тот совершенно выздоровел.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, чтоб видеть, кто тот, через кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым на земле, скрылся и принесенное для него золото князь отдал игумену. Князь еще раз послал своего боярина к Агапиту с подарками, но тот не хотел брать, а когда по смирению взял принесенное золото, как бы для того, чтоб спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре, увидел все дары брошенными пред вратами. Он подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о блаженном все, что видел и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого, стал щедро раздавать имение свое нищим.

После многих трудов и богоугодных подвигов заболел сам безмездный врач. Узнав это, врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зельем лечится такой недуг. Отвечал блаженный: «Тем, которым Сам Господь, как Врач души и тела, подаст здравие». Армянин понял, что он не понимает во врачевании и сказал: «Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве». Потом, взяв его за руку, сказал: «Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом». Блаженный же с гневом сказал: «Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен — дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня. Бог оповестил меня, что я отойду к Нему по истечении трех месяцев». Армянин снова сказал: «Ты уже весь изменился; такие, как ты, не живут никогда дольше третьего дня». Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться.

В это время к преподобному Агапиту принесли еще одного больного для исцеления, и он чудом встал, как будто бы не болел, и, взяв свое обычное зелье, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: «Вот зелье, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей». И больной исцелил. Преподобный и армянину предложил отведать зелья, так как больше в келии у него не было ничего съестного. Но армянин отказался, и выяснилось, что он иной веры. Храня предание основателей монастыря держаться Православной веры, преподобный Агапит праведным гневом выгнал его со своей келии и, как сам и предсказывал, прожил еще три месяца и, немного поболев, отошел к Господу. Армянин после его смерти пришел к игумену и, отрекшись от армянской ереси, принял постриг в святой обители.

 

Тропарь преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному, глас 5

Богоно́снаго Анто́ния ревну́я смиренному́дрию,/ а́ки не́киим врачество́м зе́лием сне́дным/ исцеля́л еси́ боля́щия, преподо́бне Агапи́те,/ тем и врача́ неве́рна уве́рив,/ наста́вил еси́ на путь спасе́ния./ Уврачу́й и на́ша боле́зни// и моли́ся Го́сподеви о воспева́ющих тя.

Перевод: Подражая смиренномудрию Богоносного Антония, как неким лекарством съедобной травой исцелял болеющих, преподобный Агапит, этим и неверующего врача, заставив уверовать, направил ты на путь спасения. Исцели и наши болезни и молись Господу о прославляющих тебя.

 

Кондак преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному, глас 6

Врач сый изря́ден, чу́дне,/ явля́я несумне́нную твою́ ве́ру,/ облича́я же армени́ново неве́рие/ и приводя́ его́ к благоче́стию,/ себе́, близ сме́рти бы́вшу,/ испроси́л еси́ от Бо́га продолже́ние живота́/ и, сим чу́дом того́ уве́рив,/ приве́л еси́ Христо́ви,/ Ему́же в весе́лии предстоя́,// моли́ся о нас, преподо́бне.

Перевод: Ты был особенным врачом, удивительный, являя искреннюю твою веру, обличая же неверие армянина и приводя его к благочестию, будучи на грани смерти, ты испросил себе от Бога продолжение жизни и, этим чудом заставив его (армянина) уверовать, привел его ко Христу. Ему же в радости предстоя, молись о нас, преподобный.

 

Молитва преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному

О, всеблаже́нне Агапи́те, земны́й А́нгеле и Небе́сный челове́че! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию и мо́лим ти ся приле́жно: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е свое́ заступле́ние; се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́дны чад Бо́жиих проси́ти о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего, но тебе́, моли́твенника благоприя́тнаго, к Нему́ предлага́ем и про́сим тя со усе́рдием мно́гим: испроси́ нам от бла́гости Его́ благопотре́бная дары́ душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, любо́вь ко всем нелицеме́рну, в злострада́ниих терпе́ние, тя́жкими боле́знями одержи́мым — от неду́гов исцеле́ние, под бре́менем скорбе́й и напа́стей неудобоноси́мых падаю́щих и жития́ своего́ отча́явшихся твои́ми моли́твами получи́ти ско́рое облегче́ние и избавле́ние. Не забу́ди, блаже́нне о́тче, и оби́тель сию́ святу́ю, при́сно тя чту́щую, но соблюди́ ю́ и всех живу́щих и подвиза́ющихся в ней и на поклоне́ние в ню приходя́щих невреди́мыми от искуше́ний диа́вольских и вся́каго зла. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие, и к ве́чности преселе́ние, не лиши́ нас по́мощи твоея́ Небе́сныя, но моли́твами твои́ми всех нас приведи́ в приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ нас бы́ти всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва, да пое́м и сла́вим неизрече́нныя щедро́ты Человеколю́бца Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ вку́пе с преподо́бными Анто́нием и Феодо́сием оте́ческое зaступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Социальные комментарии Cackle