Факты нарушений прав Украинской Православной Церкви признаны на международном уровне

Гонения на УПЦ в мире рассматривают как часть системной политики по принуждению ее верующих к изменению конфессии.

Постоянная миссия Украины при ООН и других международных организациях от имени государства предоставила ответ на коммуникацию Специальных докладчиков ООН о нарушениях прав верующих Украинской Православной Церкви. Об этом сообщила Неправительственная правозащитная организация с консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН «Public Advocacy» в специальном заявлении 29 января 2024 года.

Как сообщается, текст коммуникации был подготовлен тремя Специальными докладчиками ООН – по свободе религии и убеждений, по правам меньшинств, по вопросу о праве на мирные собраний и ассоциации – после изучения обращений верующих и религиозных организаций, заявлений правозащитных организаций в ходе 52-54 сессий Совета по правам человека ООН, личного выступления митрополита Черкасского и Каневского Феодосия (Снигирева) в ходе рассмотрения доклада Верховного Комиссара ООН по правам человека по Украине, а также письменных обращений руководителей ряда епархий УПЦ в международные структуры.

В коммуникации, в частности, говорится об уголовном преследовании и ущемлении прав ряда архиереев УПЦ, об ограничительных мерах в отношении монахов и прихожан Киево-Печерской Лавры и последовавших за ними случаях разжигания ненависти и подстрекательства к насилию в отношении верующих УПЦ, об обысках СБУ в монастырях, офисах, учебных заведениях и других помещениях УПЦ в Киеве и 12 областях Украины, о решениях ряда городских и областных советов, направленных против деятельности Украинской Православной Церкви.

В заключительной части коммуникации Специальные докладчики ООН заявляют:

«…мы хотим выразить свою обеспокоенность предполагаемой схемой преследования УПЦ и ее верующих, которая, как представляется, связана с законным и мирным осуществлением их прав на свободу религии или убеждений, на свободу выражения мнений и на свободу объединений, закрепленных в статьях 18, 19 и 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), ратифицированного государством Украина в 1973 году. В частности, мы обеспокоены этой моделью запугивания, о которой свидетельствуют вышеупомянутые обвинения, направленные против монашеской общины УПЦ и верующих с целью изменить их религиозную принадлежность. Это противоречит запрету на принуждение, закрепленному в статье 18 МПГПП. Мы также обеспокоены ответной реакцией (в связи с призывами к насилию и административными санкциями, наложенными на УПЦ в целом), с которой могут столкнуться верующие УПЦ, что фактически ограничивает их право исповедовать свою религию».

Как подчеркивается в заявлении НПО «Public Advocacy», «текст коммуникационного заявления Специальных докладчиков ООН свидетельствует о признании на международном уровне фактов нарушения прав УПЦ реализацией системной политики по дискриминации этой конфессии и ограничению прав ее иерархии и верующих».

Правозащитники отмечают, что несмотря на очевидный характер правонарушений, совершаемых в отношении верующих УПЦ в течение 2022-2023 годов и более ранние периоды, а также «на уже сформировавшуюся позицию международных правозащитных организаций о том, что ответственность за такие действия во многом несет украинская власть», ответ постоянной миссии Украины при ООН и других международных организациях, предоставленный от имени государства Украины, является неполным, а в ряде пунктов содержит недостоверную информацию. В НПО считают, что упомянутые в коммуникации и официальном ответе правительства Украины религиозные организации УПЦ, «могут представить свои замечания по данным неточностям и фактам, которые они посчитают недостоверными».

«Public Advocacy» также отмечает, что коммуникация Специальных докладчиков ООН «свидетельствует о том, что представителям официальных дипломатических международных организаций известен весь спектр нарушений прав верующих и они рассматривают массовое прекращение прав религиозных организаций на землю решениями органов местной власти, открытие уголовных дел против религиозных лидеров, применение к ним санкций, лишение прав пользования храмами и их силовые захваты, риторику ненависти по отношению к УПЦ и ее верующим – как часть системной политики по принуждению верующих УПЦ к изменению конфессиональной принадлежности, что без сомнения является нарушением норм международного права и является очевидным фактом».

По мнению правозащитников, Украинской Православной Церкви необходимо продолжать отстаивать свои права на международном уровне.

«Религиозные организации УПЦ в настоящее время имеют возможность представить свои возражения и дополнительные аргументы в процессе международной защиты своих прав, в частности, исходя из содержания ответа, предоставленного правительством Украины на международный коммуникационный запрос ООН, или в формате индивидуальных заявлений, адресованных непосредственно Специальному докладчику по свободе религий и убеждений, а также в Совет по правам человека ООН», – отмечает НПО «Public Advocacy».

Социальные комментарии Cackle