Какие ошибки могут быть у воцерковленного человека по отношению к невоцерковленному прихожанину?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

У известного русского драматурга и актера Евгения Гришковца есть пьеса «Как я съел собаку», которая повествует о том, как автор служил на флоте, проходя армейскую службу. Там говорится об одном офицере, который сильно не любил солдат и даже испытывал к ним отвращение. Гришковец интересно объяснял этого его чувство…

Офицер вырос на советских фильмах: все герои, могучие богатыри, развевающиеся бескозырки, ловкость, профессионализм и мужественный блеск в глазах. Вместо этого, как пишет Евгений Валерьевич, у того шинель на два размера больше, тот болеет, тот к маме хочет, тот сутул, тот в строю не умеет ходить, а тот не брит. В общем, далеко не героическая команда из мечты офицера.

Жизнь – она немножко другая, чем кинофильм…

Так же часто происходит и с церковными людьми. Есть те, кто хочет видеть не реальных живых людей, а эдакий мультфильм «Три богатыря», где все красивые и причесанные, одновременно крестятся и кланяются и прекрасно знают Церковный Устав. Но есть православие и есть мнение о православии.

Вспомним золотое правило морали, которой прозвучало для нас из уст Господа нашего Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Т.е. поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой. Это, если хотите, базовое первичное правило поведения по отношению к другому человеку.

Когда ты видишь в храме женщину без косынки, или накрашенную, или в мини-юбке, или мужчину в шортах, или еще кого-нибудь подобного, подумай вначале, какой ты был до воцерковления, а потом уже давай советы.

Мне вспоминается один мужчина, который несколько месяцев не решался зайти в храм. Несколько раз он подходил к порогу, но не осмеливался зайти внутрь. Только спустя долгое время он вошел и остался в Церкви, слава Богу. Первые шаги к Всевышнему – это великая нежность, великая тайна. И здесь у нас – у воцерковленных людей, церковнослужителей – прежде всего должен быть девиз, как у медиков: «НЕ НАВРЕДИ!». Потому что мы дадим ответ за каждую душу, которая благодаря нам пришла в Церковь и которая из-за нас покинула Ее.

Мы привыкли жить среди икон, мерцания свечей, кадильного дыма и молитвы. Мы привыкли находиться в стенах храмах, это наша естественная среда жизни. Но человек, пришедший в храм впервые, делает над собой мучительный подвиг, чтобы приехать, чтобы войти, чтобы спросить. И, обращаясь к нам, он словно бы обращается к Самому Христу. В чем-то ВИДИТ в нас, СКВОЗЬ нас Христа. Жесткое, грубое слово от нас очень ранит его (может быть, даже смертельно!), потому что он пришел в храм, чтобы услышать слово Божие касательно своей жизни. И, соответственно, человек открывает свое сердце настежь, свою душу до самого сокровенного Всевышнему и Его служителям – нам. О, какие нужно иметь такт, терпение и  какую любовь для того, чтобы помочь этой душе приблизиться к Богу!

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12)

Иерей Андрей Чиженко

Социальные комментарии Cackle