Уторак Великого поста

Беседа ректора Кијевске богословске академије епископа Силвестра (Стојчева).

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы услышали вторую часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Этот канон именуется Великим как по своему содержанию, по глубине богословских мыслей, так и по количеству тропарей, то есть тех песнопений, из которых он состоит. Тропари канона представляют собой отсылку ко многим сюжетам из Ветхого и Нового Завета. И если внимательно вслушаться в текст, то можно заметить, что почти в каждом из тропарей приводятся примеры грехопадений, встречающиеся в библейской истории. Но почему в покаянном каноне так много примеров человеческих грехов? Не лучше было бы автору употребить больше образцов покаяния и раскаяния, ведь это могло бы эффективнее настроить молящегося именно на покаяние?

Преподобный Андрей Критский, когда составлял этот канон, был движим Духом Святым, подобно тому, как Им были движимы все церковные авторы. А Святому Духу лучше известно, чем каждому из нас, что более способствует приведению грешника к раскаянию. К сожалению, очень часто мы слушаем канон преподобного Андрея невнимательно, а поэтому мимо нас проходят те образы, которые автор употребляет для нашего же вразумления. Такое множество образов грешников употреблено только для того, чтобы показать, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8:21). Но при этом Бог не уничтожает грешника – Он долготерпит, в надежде, что грешник одумается и переменится.

Так много образов в каноне еще и потому, что само средство уврачевания греха – покаяние – это также весьма длительный процесс. Да, раскаяться можно и в одно мгновение, но для полного изменения и преображения души следует еще и принести плоды, достойные покаяния (см.: Лк. 3:8). И когда вступаем на путь покаяния, то должны понимать, что Господь терпит нас и очень долго, ведь не зря наш Бог именуется Долготерпеливым. А поэтому смысл упоминания всего этого множества имен грешников заключается в том, дабы показать долготерпение Господа ветхозаветных грешников, несмотря на их иногда не просто большие, а огромные преступления. Он постоянно давал шанс на покаяние. И если Бог делал это для ветхозаветных времен, то, конечно же, будет терпеть и нас.

Очень часто у многих возникает вопрос: почему Господь терпит грешников? Почему Он не накажет хотя бы самых закоренелых грешников, например, каких-нибудь особо опасных преступников, при чем, накажет желательно прилюдно, чтобы все видели и понимали, что правда Божия существует? Почему явные грешники живут и благоденствуют? Ответ на подобные вопросы может быть только один: потому что Бог есть Любовь. И Он до последнего будет ждать, давая шанс на покаяние и исправление даже самому бранному грешнику. Мы помним историю святого пророка Ионы, который был послан призвать к покаянию жителей языческого города Ниневии. Иона не хотел идти в тот город, и свое нежелание аргументировал следующими словами: «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2). Пророк не идет обличать грешников, ибо знает, что Бог и так их простит и не погубит. Однако проповедь пророка была необходима, ведь благодаря ей ниневитяне обратились с ложного пути и раскаялись в своих грехах.

Господь всегда ведет нас к покаянию, даже если мы самые отпетые грешники и все окружающие люди, так сказать, ставят на нас крест, − Бог все равно продолжает видеть в нас потенциальных святых. Под толщей греха Он видит в человеческом сердце нечто доброе, то, что, по словам одного современного христианского писателя, − можно раздуть в чистое пламя любви.

Святитель Григорий Нисский, рассуждая над вопросом: почему Господь дает развиваться греху и злобе, попуская доходить до таких ужасных форм, пишет: потому что у зла, у греха есть одна особенность − зло творится намного легче, чем добро, и поэтому человек часто выбирает зло и с легкостью его творит. Бог попускает развиваться злу еще и потому, что человек после совершившего что-то злое, всегда ощущает некую оставленность, пустоту и отчаяние. И Господь использует это состояние, чтобы заполнить его благодатью. Другими словами − Господь, будучи Всемогущим, может проявление зла направить к благим последствиям, но чтобы эти последствия наступили, человек должен осознать, почувствовать в себе ту пустоту, о которой говорит святитель Григорий.

Но в то же время, есть одна опасность, которая подстерегает любого человека, ставшего на путь греха, независимо какие у него грехи − большие или малые. Опасность эта – уныние. Оно приходит, когда человек, совершая грех, испытывает состояние опустошенности, но не выходит из него, а остается в нем. И это состояние становится для человека еще более опасным, чем сам совершенный грех. По мысли святых отцов, уныние есть одной из самых опаснейших страстей, которой может быть подвержено сердце человека. Так, преподобный Нил Синайский говорит: «Уныние – это расслабленность и опустошенность души, при которой она ничего не хочет делать для своего спасения, и тем самым теряет надежду на Бога». В унынии человеку кажется, что нет уже ничего, кроме пустоты, а такие чувства приводят даже к потере веры в Бога. Именно поэтому в молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Бога избавить нас от духа уныния. Ведь уныние – это состояние, уводящее человека от милости Божией, и не позволяющее нам возложить надежду на Господа.

Опасность поддаться унынию касается не только грешников, но и праведников, людей высокой духовной жизни. В житиях святых, особенно тех, кто подвизался в иночестве, часто встречаются примеры борьбы с грехом уныния. Но как грех уныния, как состояние некой духовной опустошенности, может возникнуть в душе, идущей к Богу? С точки зрения православной аскетики, это вполне возможно, ведь большинство людей – и святые тому не исключение – хотят добиться много и сразу. Многие святые, в самом начале своего духовного пути, еще не будучи утвержденными в подвигах благочестия, пытались максимально возложить на себя те или иные подвиги, например, поста или молитвы, и таким способом рассчитывали быстрее достичь определенной духовной высоты. Однако Господь, будучи истинным Сердцеведцем, не давал таким «подвижникам» желаемого, и, в результате, они соблазнялись, отчаивались и впадали в уныние. Иными словами, если человек на пути своего духовного становления сразу очень высоко поднимает планку, а не старается постепенно идти путем святости, его обязательно будут ждать великие искушения и разочарования. Но ведь духовная жизнь – это не торговая площадка, на которой можно купить сразу все желаемое. Многие вещи открываются со временем и только путем кропотливой работы над собой. Если даже на протяжении всего Великого поста мы будем сидеть лишь на одной воде – это еще не значит, что в конце такого подвига на нас низойдет благодать, и мы сразу же станем святыми. Вовсе нет. Святость – это путь всей жизни, и ее невозможно заслужить за несколько дней.

Также следует отметить, что соблюдение поста не отменяет борьбы с другими грехами и чтобы победить собственные страсти, одного поста недостаточно. Один из современных подвижников благочестия описывает собственную борьбу с завистью следующим образом. По прошествии определенного времени, выполнив епитимию своего духовника, он почувствовал, что страсть его оставила. И вот, находясь в некоем обществе, он случайно стал свидетелем того, как хвалили одного знакомого ему человека. Разговор вообще никаким образом его лично не казался, но при этом будущий подвижник испытал к тому человеку не просто зависть, а ненависть. Придя в себя, он ужаснулся, ибо никогда не думал, что настолько завистлив и до чего зависть может довести. Данный пример свидетельствует, насколько опасна эта страсть, насколько глубокие корни может пустить в душе человека, и даже если на поверхности ее не заметно, в какой-то момент она может выплеснуть со всеми ужасающими последствиями.

Многие святые боролись даже с одним грехом на протяжении тридцати, сорока, пятидесяти лет и только тяжелые изнурительные подвиги делали их победителями. Поэтому и мы не должны рассчитывать, что очень быстро сможем преодолеть в себе тот или иной грех. Ведь никто из подвижников не стал святым в самом начале своего подвига. Практически все подвижники стали известными духовными личностями только в старости, в конце своего жизненного пути. Так, всем нам известный и глубоко почитаемый святой праведный Иоанн Кронштадтский стал знатным подвижником не в двадцать, тридцать и даже не в сорок лет, а в пятьдесят два года. Став священником в возрасте 26-ти лет, он почти тридцать лет боролся с собственными грехами и только спустя десятки лет, стал помогать в подобной борьбе и другим. И каждый раз, когда мы совершаем что-то богоугодное, но при этом, как нам кажется, не получаем Божьей благодати, должны помнить примеры таких великих подвижников, а вспоминая – не прекращать бороться с грехом, в частности страстями уныния и зависти.

В сегодняшнем каноне также звучал отрывок из евангельской истории о том, как некогда ко Христу подошла одна кровоточивая женщина и прикоснулась к краю Его одежд, в результате чего получила исцеление. Этот образ упомянут не случайно, он символизирует, какой должна быть наша надежда на исцеление, с чего начинать покаяние. Ведь достаточно сделать первые шаги к собственному исправлению и Господь обязательно ниспошлет Свою всесильную благодать, которую давал всем святым, а получив ее − обязательно получим и исцеление, и прощение грехов. Но самое главное – мы увидим милость Божью.

Поэтому, во второй день Святой Четыредесятницы, когда только вступаем на поприще Великого поста, необходимо вооружиться надеждой на милость Божью и понять, что та борьба, которую мы ведем даже на своем уровне – это все равно тяжелая борьба против диавольских ухищрений. Пусть мы слабы, немощны, но мы изъявляем желание и готовность противостоять греху. И видя наши благие намерения, Господь не оставит нас без Своей помощи, ибо наш Господь – это Бог милующий, это Бог Любовь. Ради любви Он нас сотворил, сошел на землю, ради любви Он умер на Кресте и ради любви ведет нас по пути спасения. Любовь Божия гораздо больше наших грехов, и если мы будем стремиться к ней, пытаться следовать за Господом или же просто протянем Ему свою руку и прикоснемся к краю Его риз, подобно кровоточивой женщине, − мы обязательно получим исцеление. Аминь! 

Социальные комментарии Cackle