Пустиња и мир: «Монотон» подвиг вредних хришћана

О свецу чије име носи наш Предстоjатељ.

Не так давно Украинская Православная Церковь отмечала день Ангела своего Предстоятеля. Тот факт, что владыка Онуфрий пользуется всеобщей любовью своей многочисленной паствы, думаю, никто сомнению подвергать не станет. Но в этот раз мне хотелось бы больше сказать о небесном покровителе Блаженнейшего. Честно говоря, с жизненным подвигом прп. Онуфрия Великого я познакомился не так давно и как раз благодаря указанной памятной дате, а все возникшие в голове мысли излагаю в нижеследующем тексте.

После всем известных событий владыка Онуфрий празднует свои именины в Киеве, и в Киево-Печерской Лавре становится довольно людно, не только от приехавших гостей в священном сане, но и от простых прихожан, искренне стремящихся поздравить своего Предстоятеля, пусть не лично, но хотя бы своим присутствием на богослужении и молитвой. Всё это замечательно, но, думаю, что мы все помним, как еще два-три года назад свой день Ангела владыка отмечал на Афоне. Несложно заметить, что наш Предстоятель постоянно, насколько это возможно в его положении, стремится к уединению. Не могу говорить наверняка, но вполне допускаю, что эту черту он унаследовал от своего небесного покровителя.

Если мы обратимся к житию прп. Онуфрия Великого, то вспомним, что он в полном одиночестве прожил целых шестьдесят лет. Вообще, о подвиге этого пустынника известно крайне мало. Думаю, что проблема здесь не столько в том, что прп. Пафнутий передал немного сведений, сколько в том, что сам подвиг был довольно «монотонным». В нем нет места для проповеднической и административной деятельности, как у святителей. Нет места для допросов, пыток и истязаний, как у мучеников. Нет места для довольно бурных земных забот, как у благоверных князей. Для стороннего наблюдателя подвиг преподобных часто действительно «монотонный». Это каждодневная молитва и выполнение определенных действий на протяжении многих лет, но именно в нем и заключается вся суть такого подвижничества, когда при внешнем спокойствии внутри человека может происходить целая битва. Таким образом, постоянное исполнение какого-то послушания, наложенного наставником или взятого самостоятельно, становится инструментом борьбы со злом, живущим, прежде всего, внутри нас.

Вспомним, что прп. Онуфрий жил в пещере. Из земных благ у него были лишь финиковая пальма и источник воды. Попробуйте поесть один и тот же продукт на протяжении хотя бы пары недель, что уж говорить о шестидесяти годах. Это попрание всего того, что внушено нам как естественное, без чего человек неспособен выжить. Но прп. Онуфрий не только выжил, но и прожил довольно долгую жизнь. Мы подумаем, что для нас высота такого подвига недоступна. Да, это действительно так. «Пещеры» у нас довольно комфортные, да и не одними финиками питаемся. Однако мы также способны одно небольшое и непротяженное по времени действие превратить в подвиг, если будем исполнять его, как и преподобный, на протяжении сколь-либо длительного времени. Не принципиально важно, что это будет: пост, воздержание от социальных сетей и новостей, молитва о знакомом болящем человеке и т. п. Важно, что мы, несмотря на усталость, забывчивость, сонливость всё равно поднимем себя за шкирку и выполним свое маленькое послушание.

Но давайте вернемся к прп. Онуфрию. Он жил в полном одиночестве, и единственным разумным существом, с которым он виделся на протяжении всего своего подвига, был Ангел, причащавший его по субботам и воскресеньям. Неизвестно, беседовали они о чем-то или нет, но точно можно сказать, что преподобному присущ подвиг молчания. Это «золото» сегодня днем с огнем не сыщешь. Говорят все: реклама, экраны, люди, даже шум автомобильных двигателей, неумолкающий ночью и назойливым фоном постоянно доносящийся через открытое окно. Но Бог слышится в тишине. Поэтому именно молчанию стоит нам поучиться к прп. Онуфрия. Нас ведь всё время провоцируют на разговор. Это и необходимость решать профессиональные проблемы, и желание излить их в домашней и дружественной обстановке. Но если в таких действиях, или, точнее, в необходимости выполнять такие действия, нет ничего греховного, то к греховной болтовне нас толкают реклама, новости, «залипательные» видео из соцсетей, политика и прочие факторы. По мере возможности необходимо отмежевываться от этого, чтоб в нашей жизни было поменьше мусорного шума, чтоб этот шум не толкал нас к таким же мусорным разговорам.

«С чего начать?» – спросите вы. Нужно просто брать и делать. Эту мысль замечательно выразил прп. Никодим Святогорец: «К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие, – и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом. Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушения спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков».

Жизнь прп. Онуфрия учит нас также не забывать о своем близком помощнике – Ангеле Хранителе. В вечерних и утренних молитвах содержатся небольшие молитвы ему, но, мне кажется, что мы все-таки недооцениваем роль наших заступников в деле нашего спасения. В судьбе преподобного он сыграл решающую роль. Отправляясь ночью в пустыню, святой увидел луч света впереди себя и испугался, захотел вернуться, но голос Ангела Хранителя подвиг его не отказаться от начатого пути. Именно благодаря этому событию среди небесных заступников у нас теперь такой ходатай – длиннобородый старец из Фиваидской пустыни.

О высокой роли Ангелов Хранителей говорил еще Спаситель: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Свт. Василий Великий указывает, что один Ангел по степени своих защитительных способностей равен целому воинству, потому в его лице Господь дарует нам целое ополчение, ограждающее нас. В другом месте он остерегает: «Всякая душа, оставшаяся за коснение во зле без защиты Ангела Хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание». Иногда нужные и правильные решения приходят в мимолетной, едва уловимой, мысли. Будто кто-то невидимый шепнул тебе на ухо совет, который, как в песне Константина Никольского, «ветерком в листве, среди людского шума еле уловим». Не могу сказать наверняка, но хочется верить, что это был Ангел Хранитель.

Я понимаю, что разговор об Ангелах не подталкивает нас к каким-то конкретным действиям, это просто информация, просто мысли, появившиеся в результате написания текста. Но мне хотелось бы, чтоб мы внимательней относились к нашим Ангелам Хранителям. Свт. Василий говорит, что главная цель жизни любого Ангела состоит в том, чтоб «погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога», а нам они служат по своей воле и власти. Пусть же зависящих от нас причин для такого служения будет как можно больше.

Жизнь прп. Онуфрия Великого хоть и описана малым количеством предложений, но сама по себе – удивительная. Погружаясь в нее, можно извлечь множество примеров и образов для себя. Думаю, что владыка Онуфрий сам много над ней размышлял, тем самым, как было сказано вначале, и унаследовал черты великого подвижника.

Протоиерей Владимир Долгих

Социальные комментарии Cackle