Да ли је могуће честитати иноверцима њихове празнике?
Одговара протојереј Владимир Пучков.
Страна у нас многонациональная, и, естественно, монорелигиозной она быть не может. Представители разных национальностей и религий сосуществуют в рамках одного общества, взаимодействуя на бытовом и рабочем уровнях, постоянно соприкасаясь в подъездах и офисах, в магазинах и транспорте. Дети разных национальностей и разного вероисповедания ежедневно встречаются во дворах и на детских площадках, в детских садах и школах. Навыком спокойного и бесконфликтного сосуществования мы обладаем уже очень давно. Так сосуществовали наши родители и родители родителей. Поэтому смешанными семьями никого не удивишь, а дружба между людьми разной национальности и веры – явление настолько нормальное, что никому и в голову не придёт, что может быть как-то иначе.
Однако, вы не поверите, бывает. Во всяком случае, вопросами вроде «как мне быть, когда мои родственники-католики приглашают нашу семью к себе на Рождество?» или «оставаться ли мне в офисе, когда коллега угощает на Ураза-байрам?», нашего брата удивить сложно. Да и просто необходимость поздравить с праздником иноверца нередко воспринимается верующими как проблема.
С одной стороны, всё вроде как ясно и понятно: для нас, христиан, религиозные праздники иноверцев никакого значения не имеют. Примерно то же самое можно сказать и о праздниках других христианских конфессий для православных. Мы живём среди людей, с уважением относимся ко всякому человеку, к его праву быть непохожим на нас, в том числе и к его вере. Естественно, такое отношение предполагает взаимность со стороны этого самого другого человека. То есть он точно так же уважает наше право быть собой и, естественно, нашу веру. Таким образом, у каждого свои праздники и всем хорошо.
Но всё дело в том, что иной верующий в своей ревности легко спорит с очевидным и борется с безобидным и неопасным. Поздравление иноверцев с их праздниками как раз к этому разряду и относится.
При всём том, что праздники иноверцев не наши праздники, следует помнить, что, во-первых, наша любовь к Богу проявляется в любви к ближним, а во-вторых – простые человеческие отношения не регламентируются Уставами и писаными правилами. Поздравляя иноверца с праздником, мы ни в коем случае не признаём за его религиозной традицией истинности и уж тем более не предаём Христа и не грешим против верности Церкви. Мы лишь демонстрируем простое человеческое уважение к ближнему и внимание к тому, что для него имеет важность. Поскольку в данной ситуации фокус нашего внимания направлен не на праздник, а на конкретного человека. По отношению к этому человеку мы и проявляем, если хотите, такт, воспитанность и вежливость. Да, впрочем, почему бы нам её не проявить? Разве верующему человеку не нужно быть вежливым? Или неуважительное отношение к ближнему, какой бы он ни был веры, уже перестало быть грехом? Если апостол ставит христианам в обязанность быть в мире со всеми (Рим. 12:18), то не тем ли более христианин должен вести себя уважительно по отношению ко всякому человеку? А нормальное, уважительное отношение невозможно без соблюдения норм приличия. Поэтому нормальным видится благодарность в ответ на поздравление с христианским праздником из уст иноверца. Не менее естественным является и поздравление иноверца с его праздником. В конце концов, мы призваны относиться к ближним с любовью, а любовь, как известно, предусматривает умение плакать с плачущими и смеяться со смеющимися. Иноверец же, по причине свой веры, нашим ближним быть не перестаёт. Так почему бы не отнестись к нему любовью? Любовь ведь такова, что, сколько ею ни делись, от нас точно не убудет. И от поздравления иноверца не пострадают ни вера, ни душа, ни церковность.
Опубликовано: Tue, 06/06/2023 - 09:06