Да ли је грех славити Нову годину?

Одговара протојереј Владимир Пучков.

В бытность мою семинаристом тема празднования Нового года не на шутку занимала православную молодёжь. Мы пересказывали друг другу, что там именно не благословляет тот или иной старец, обсуждали, что какой приходской священник делает, чтобы отвлечь паству от празднования, возмущались тем, что народ массово напивается как раз накануне памяти мученика Вонифатия, и усматривали в Новом годе кощунственную коммунистическую альтернативу Рождеству… Сейчас уже не просто вспомнить детали подобных обсуждений, но я точно помню, что все мы сходились на том, что 31 декабря и 1 января – обычные дни и в ночь с одного дня на другой нужно спать.

С подобным убеждением я прожил с самого воцерковления вплоть до женитьбы, рукоположения и первого Нового года в семейном (и священническом) статусе. Помнится, декабря эдак двадцать восьмого супруга спросила меня, как мы будем праздновать Новый год, и я, памятуя благочестивые рассуждения семинарских времён, без малейшего сомнения ответил, что никак. «Никак?» – переспросила меня матушка. «Никак», – ответил я ничуть не менее уверенно. «Ты чего?» – удивлённо спросила меня в ответ супруга, да так спросила, что я, глядя ей в глаза, невольно сам себя спросил: «Я чего»? И явственно понял, что ни матушке, ни самому себе мне ответить нечего. Это в семинарии я был умным, поскольку ни женат не был, ни семьи не имел. А вот стоило появиться семье, как сразу стало ясно: всё, в чём я был убеждён в пору безмятежной и безответственной юности, совершенно не к месту в семейной жизни. Действительно: через несколько дней праздник, который и для меня, и для моей жены был вполне себе праздником в течение детства и даже частично юности. В том же, что в пору неофитского максимализма я был уверен, будто Новый год праздновать не нужно, не виноваты ни моя супруга, ни мои будущие дети. Так чего это я?.. Как и следовало ожидать, Новый год мы тогда отпраздновали. После отслуженной утром Литургии (31 декабря пришлось в тот год на воскресенье), вдвоём, с постным столом, со всей присущей молодым супругам простотой. И с той новогодней ночи вот уже двадцать лет, как для меня совершенно не стоит вопрос, праздновать ли верующим Новый год.

Заявляю со всей ответственностью: праздновать. И не надо сейчас про гулянки среди поста. Когда я слышу этот аргумент, меня так и подмывает спросить: что же вы, ревнители наши, так не верите в верующего человека? Нет, правда, такое ощущение, что стоит только православному, постящемуся в преддверии Рождества, в ночь на Новый год вместо того, чтобы лечь в кровать или пойти на ночную Литургию в храм, сесть с семейством за стол, как он непременно напьётся вдрызг и про всякий пост забудет. А когда дойдёт до нужной кондиции – непременно пустится в пляс, возможно, даже и на столе. Ну а закончится всё непременно развратом и мордобоем… Я не спорю, такого безобразия в новогодние праздники более чем достаточно. Но, позвольте, каким боком тут верующие? Если верующий человек в меру, допустимую постом, празднует Новый год, он что, приобщается к непотребству тех, кто в это время пьянствует, чревоугодничает блудит и дебоширит? Глупость…

Ладно, согласен, не всем верующим просто устоять перед соблазном. Можно начать праздновать вполне пристойно, а потом потерять над собой контроль. Но судить всех по тем, для кого актуален риск сорваться, – значит перекладывать с больной головы на здоровую. Церковным людям в основной массе вообще не свойственно разгульно праздновать что бы то ни было. Так зачем же им запрещать отмечать Новый год, если они всё равно не позволят себе ничего лишнего? Выходит, в том, что гуляют без меры, виноваты совсем другие? Наверное, логика тут куда-то на минуту вышла, не иначе…

Новый год, конечно, праздник светский, но ничего плохого он в себе не таит. Скорее наоборот. Вы когда-нибудь обращали внимание, как за всеобщей суетой, которая в последнее время едва ли не нормой жизни стала, мы катастрофически отвыкли друг от друга. В первую очередь – близкие люди. Слышали, наверное, что в весенний период жёсткого карантина увеличился процент разводов? Люди вынуждены были проводить вместе так много времени, как не проводили никогда, и в итоге некоторые из них поняли, что они друг другу невыносимы. Нет, если бы как раньше: вместе только по вечерам, да и то ненадолго, потому после работы и ужина сил остаётся только на интернет (а гаджет-то у каждого свой) и сон, то нормально. Ну есть ещё выходные, но и их при желании несложно провести порознь, а если и вместе, то что такое два дня из семи? А тут – несколько недель безвыходно дома и принудительно вместе. Казалось бы, нормальной семье только в радость. Но оказалось, что нормальных семей не так уж и много… Дело в том, что время, проводимое вместе, будет в радость лишь в случае, если научиться это время вместе проводить. Нынче, когда среднестатистический человек вынужден жить по принципу «хочешь жить – работай, хочешь нормально жить – вкалывай», возможностей собраться семьёй, например, за столом, едва ли больше, чем нерабочих дней в календаре. И Новый год в их числе. Так зачем же пренебрегать хорошей возможностью? Ведь отпраздновать можно и за постным столом, и с минимумом алкоголя, и без лишних развлечений. Зато семья получит возможность собраться вместе. И, возможно, даже не раз: ведь и ёлку можно нарядить всей семьёй, и к празднику подготовиться тоже. Да и детей порадовать подарками лишний раз не повредит.

Конечно, праздновать можно по-разному, да и лишнее себе позволить могут некоторые. Но дело ведь не в празднике, а в человеке. Пьяница напьётся и в Рождество, дебошир подерётся и на Пасху. То, чем для каждого из нас может стать Новый год, зависит только от нас. Превратите его в тёплый семейный праздник – и вопрос о том, допустимо ли верующим праздновать Новый год, отпадёт сам собой. 

Теги

Теги: 

Опубликовано: Fri, 29/12/2023 - 13:27

Статистика

Всего просмотров 4,967

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle