«Чуо сам да Црква осуђује узимање камате. Да ли то значи да не можемо отворати депозитни рачун у банци?»
Одговара протојереј Владимир Пучков.
Ростовщичество, не то, чтобы просто осуждается Церковью. Его однозначно и ясно запрещает Священное Писание. Так, уже в Пятикнижии мы находим вполне конкретное наставление: «не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23:19). Также у пророка Иезекииля, ростовщичество упоминается в числе вещей, являющихся мерзостью в очах Господних: «… разбойник, проливающий кровь… на горах ест жертвенное, жену ближнего оскверняет, бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, в рост даёт и берёт лихву» (Иезек. 18:11 – 13). Так что Церковь, в своём неприятии ростовщичества, опирается, ни много ни мало, на повеление Божие.
Конкретно это означает, что христианин не имеет права давать деньги в долг под проценты. Ни больше, ни меньше. Объяснение этому запрету столь же простое, сколь и сам запрет. Выгода от дачи денег в рост – это всегда заработок на другом человеке. Однако не это плохо: если бы Писание запрещало нам зарабатывать на ближнем, в нём бы и торговля была запрещена. Между тем, к честной торговле Библия относится вполне нормально. «Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч. 11:1) читаем мы в Притчах Соломоновых. Всё дело в том, что деньги в долг от хорошей жизни не берут. Одалживаются те, кто попал с тяжёлое положение, те, кого постигла беда, те, у кого неожиданно появилась необходимость помочь близкому человеку. Иногда, конечно, влезают в долги и по другим поводам: например, деньги могут быть нужны для расширения собственного дела или для того, чтобы вложиться в выгодное предложение. Довести до долгов может и грех: всем известны ситуации, когда безнадёжными должниками становятся отъявленные лентяи, неисправимые игроки, алко- или наркозависимые люди. То есть в долги обычно влезают если не от трудности, то по глупости. Не даром, ведь, Христос ставит, по сути, на одну ступень просящего и хотящего занять, повелевая и первому дать, и от второго не отвращаться (Мф. 5:42). Итак, дающий деньги в рост зарабатывает либо на чужой беде, либо на чужой трудности, либо на чужой глупости. С точки же зрения Евангелия уязвимому человеку следует помочь. Точнее даже, христианин не может не помочь тому, кто в помощи нуждается. Поэтому дать в долг – значит оказать милость. То есть и ближнему помочь, и душе своей пользу принести. Пытаться же заработать на том, кто находится в трудной ситуации – безнравственно и греховно. Поэтому Церковь и смотрит на ростовщичество крайне отрицательно.
А теперь давайте разберёмся с банковским депозитом. Кладя деньги на деопзитный счёт, человек знает, что на данную сумму с течением времени будут начисляться проценты прибыли. С одной стороны, такой доход не стоит никакого труда, с другой – процент прибыли невелик, поэтому, если на депозитном счету лежит не несколько миллионов, то прибыль в данном случае – скорее мелкая приятность, нежели серьёзный доход. Итак, даём ли мы кому-то в долг, кладя деньги на депозит? Однозначно нет. Мы даём деньги банку на хранение. Да, банк этими деньгами может распоряжаться, за счёт чего нам, собственно, и платится процент, но, когда мы изъявляем желание снять деньги частично или полностью, мы получаем их назад. В некотором роде банковская деятельность в этом отношении похожа на то, чем должны были заниматься рабы в притче о талантах (Мф. 25:14 – 30). Господин поручил им пустить в оборот оставленные на хранение деньги, чтобы получить с этого прибыль. Как известно, единственный, кто оказался осуждённым в этой притчи стал раб, отказавшийся, из страха, рисковать деньгами господина и спрятавший их, чтобы потом в целости, но без прибыли вернуть. Если Сам Господь рассуждает о подобной операции как о норме и даже употребляет её как образ в притче, то едва ли можно полагать, что в Его глазах подобное предосудительно. Так за что же тогда осуждать владельца депозитного счёта? Он ни на чьей беде не наживается, не пользуется ни чьим уязвимым положением, не выгадывает ни на чьей немощи.
Итак, никакого отношения к ростовщичеству депозит в банке не имеет и в открытии депозитного счёта нет ни малейшего греха. Следовательно, осуждение, с которым и Писание, и Церковь относятся к ростовщичеству никоим образом не касается ни депозитов, ни их обладателей.
Опубликовано: Sun, 18/09/2022 - 10:00