В УПЦ создают реабилитационные центры для пострадавших от военного конфликта. Интервью с партнером проекта

По благословению Предстоятеля УПЦ разрабатывается программа по созданию реабилитационных центров для пострадавших от военного конфликта на Востоке Украины. Духовная помощь будет оказываться в первую очередь инвалидам АТО, а также семьям погибших. Деятельность центров будет осуществляться совместно с Всеукраинским общественным объединением семей погибших и пропавших участников АТО, ветеранов и активистов-волонтеров. 
О том, как Церковь и общество сообща будут помогать пострадавшим семьям - в интервью с главой Объединения Ириной Лукичевой и представителем УПЦ иереем Вячесловом Яковенко. 

Читайте также: КАК ЦЕРКОВЬ ПОМОГАЕТ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА НА ВОСТОКЕ — ИНВАЛИДАМ, СЕМЬЯМ ПОГИБШИХ?

— Ирина, как давно существует ваша организация?

— 1 ноября у нас были первые сборы. Но работать организация начала раньше, на 7-й день после похорон моего мужа Олега Михнюка. Благодаря всем людям, которые оказались в тот момент рядом — знакомым, друзьям, священникам, я не упала духом, не забилась в угол, а решила помогать тем людям, которые оказались в подобной ситуации — потеряли близких в результате военного конфликта.

Жизнь продолжается, у меня две дочери, и я, при поддержке друзей, взяла на себя ответственность помогать другим.

— Как конкретно вы помогаете и кому?

— В первую очередь, пострадавшим детям, семьям пропавших без вести, семьям погибших, военным.

Это и психологическая помощь, и гуманитарная, и юридическая. Наши волонтеры ездят в зону АТО, возят продукты, одежду, оборудование, медикаменты. Сейчас мы стали поддерживать также детские дома, находящиеся в зоне АТО.

— Транш гуманитарной помощи, который недавно отправил “Афганский” Свято-Воскресенский храм — при вашем участии?

— В этом случае мы были просто координаторами.

— А скольким семьям, если вы, конечно, ведете статистику, уже помогли?

— Статистики не ведем. Но то, что помощь получили больше 500 семей — это точно.

Это не значит, что каждый получил все виды помощи. Кто-то хочет поговорить, излить душу — общаемся, бывает, по 2-3 часа, столько, сколько человеку необходимо. Семьи часто приглашают меня в гости. Кому-то достаточно поговорить по телефону, а кому-то нужен личный контакт. Мы стараемся оказать посильную помощь всем нуждающимся. Даже если в нашей поддержке не нуждаются в данный момент, приятно просто услышать: «Хорошо, что вы есть». Всех, с кем я общаюсь, прошу: «Если вам плохо, вы просто позвоните».

Также мы координируем семьи без вести пропавших. К слову, если вы не знаете, не уверены в гибели человека, то лучше не хороните его раньше времени, только после экспертизы ДНК.

В Черниговской области был такой инцидент: родственники похоронили бойца, а он — возвращается живой. Представляете, какая у людей началась паника?

Мне мужа тоже хотели привести в закрытом гробу. Я не согласилась, сказала: “Все равно открою и хоть по пальцу, но я его узнаю”. Нужно настаивать, просить, требовать, чтобы близкие провели опознание останков. Любой родственник – мама, жена — узнает родного человека.

— Вам помогают финансово?

— Благодаря «сарафанному радио» люди уже знают, что деньги, передающиеся мне лично, всегда доходят до адресата. 

Когда семья получает помощь, я говорю: “Поблагодарите такого-то человека”. Это есть “адресная помощь”. Бывает, что люди продолжают длительное время помогать именно какой-то конкретной семье.

С декабря месяца у нас начался очень интересный совместный проект с творческим коллективом народной артистки Украины Ирины Сказиной.

Сейчас в разработке новый проект —  с нами согласился сотрудничать оркестр Минобороны. Услышали другие народные артисты и сказали: «Вы и о нас не забудьте». Театралы предлагают нам 10-15 бесплатных билетов на любой спектакль — для взрослых и для детей.

— Как часто приходится оказывать духовную поддержку людям, как часто за ней обращаются? Со священниками вы раньше общались, просили помочь?

— Раньше – часто. Когда мой муж, Олег, воевал, то очень часто общалась со священником.

В том ритме, в котором я начала жить, есть всего 10-15 свободных минут в день. И часто я их использую, чтобы созвониться с батюшкой, пообщаться, посоветоваться.

— Я так понимаю, у вас есть уже база семей, которым вы помогаете. Что в перспективе?

Священник Вячеслав Яковенко:

— В перспективе — самое главное, чтобы ветераны и семьи пострадавших вернулись к нормальной жизни. Нужно помочь им решить социальные, психологические проблемы и, конечно, духовные. Приняв волю Божью, человек сможет дальше полноценно жить.

Человек, который не живет церковной жизнью, у которого происходят какие-то неприятности, кому Господь посылает какие-то испытания, особенно если эти неприятности касаются близкого, очень часто начинает роптать. Говорит: “Бог — плохой, Его любовь — несовершенная и т.д.”. Не понимая того, что Бог не является делателем зла, и забывая, что Божественный промысел — всеблагой. Если что-то плохое происходит в нашей жизни, то это нам на пользу. Вопрос в другом: мы должны принять волю Божью, поблагодарить за все, что Он нам посылает. Но до этого нужно духовно дорасти.

Собственно говоря, наша основная задача – через решение социальных, юридических, финансовых проблем прийти к решению духовных проблем. Потому что все внешнее отвлекает человека от внутреннего. «Что вы мне говорите о Боге, у меня проблемы!». Но если решать проблемы в комплексе, то в результате, с Божьей помощью, душа человека, потерявшего своих близких или прошедшего через эту войну, исцелится.

Ирина Лукичёва:

— Как жена афганца, я видела, как семьи погибших “теряются в толпе”, уходят в сторону. Поэтому я буду стараться делать все возможное, чтобы этого не произошло. Потому что горе людей сплачивает на долгие годы. Научиться жить со своим горем, принять его – это одно. Но постоянно поддерживать человека, который принял это горе, которому помогали на первых порах, а потом оставили наедине с проблемой — это уже сложнее.

Нужно все время держать дверь открытой. Поэтому очень важно — создать центр социальной, духовной, психологической помощи. Нуждающиеся люди должны понять, что в этом доме, в этом месте их ждут, поддержат, что здесь всегда есть такие же, как они. Так они смогут научиться жить со своим горем и осознать, что земная жизнь прекрасна и дана Богом один раз. Нужно использовать этот шанс.

...Наверное, помогая другим, я помогаю и себе. 

Социальные комментарии Cackle