О заповеди, которая помогает жить честно
Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, напоминает о восьмой заповеди. В рамках беседы «Зачем соблюдать заповеди».
– Отче, мы подошли в восьмой заповеди «Не укради».
Сегодня воровство, как мелкое, бытовое, так и в государственных масштабах, стало своеобразной «нормой» жизни для многих людей. Они убеждены, что если не своруют «то, что плохо лежит» у других или у государства, то не выживут. В чем опасность нарушения заповеди «Не укради»?
– Пожалуй, как бы вор себя ни оправдывал, он не только похищает чужое имущество, но невольно, часто не осознавая этого, отрекается от Самого Христа, Который «есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Отбирая у других собственность, называющий себя христианином человек на самом деле становится богопротивником, потому что Господь заповедал делиться с ближним рубашкой (см. Лк. 3:11).
– Но разве невозможно оправдать себя тем, что у нас государственные чины воруют в крупных размерах, а раз им можно, то почему мне нельзя? Также не секрет, что фактически не существует честного бизнеса. Предпринимателю, чтобы успешно работать в условиях жесткой конкуренции и непомерных налогов, постоянно приходится участвовать в каких-то финансовых махинациях. Как с этим быть?
– Это очень сложный вопрос, и немногие могут пройти через предпринимательскую грязь так, чтобы не замараться. В большинстве случаев люди идут на компромиссы со своей совестью и думают, что выживают. Но на самом деле это не так. Всякое нажитое нечестным путем имущество, как правило, недолговечно, и сам человек кратковременно может наслаждаться его обладанием. Многие быстротечно от чрезмерного перенапряжения заболевают и умирают. Если псалмопевец говорит, что Господь «погубит всех, кто говорит ложь» (Пс. 5:7), то тем более ненаказанными не остаются те, кто ложь в виде воровства возводит в систему. «Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские; и мимо прошёл, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его» (Пс. 36:35, 36). И наоборот, псалмопевец свидетельствует, что он «был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его просящим хлеба» (Пс. 36:25). Так что финансовые махинации никак оправдать нельзя. Если человек изначально себя не настраивает на честный бизнес, в таком случае лучше вообще за него не браться.
– Но все-таки не дает покоя вопрос: неужели в наше время честный бизнес возможен?
– С Божией помощью все возможно. В Евангелии Господь неоднократно затрагивает тему предпринимательства и не осуждает людей за эту деятельность. Он лишь хочет от каждого чистого сердца и предупреждает, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23), но не по причине обладания большим имуществом, а из-за того, что он им неправильно распоряжается. Плохо, когда человек к нему чрезмерно прикипает душою и часто не видит нужд других людей. В конце концов он перестает замечать Самого Бога и с грустью, как богатый юноша, отходит от Него (см. Мф. 19:22).
– Нажитое нечестным путем богатство не может радовать владельца?
– Да, такой человек много трудится, но подлинного наслаждения от неправедно нажитого имущества не ощущает. Он все время боится, что завистливые люди его так же обманут, обворуют или убьют. Даже минуты веселья, как правило, связаны с обильной выпивкой, чтобы хоть таким образом успокоить свою совесть.
– Может ли человек, наживший богатство нечестным путем, загладить свою вину щедрой милостью на храм или монастырь?
– Знаю, что многие к этому прибегают, но известно, что преподобный Серафим Саровский запрещал принимать от таких людей пожертвование, если они не хотели раскаяться и исправить свою жизнь, то есть продолжали воровать. Милостыня имеет цену лишь тогда, когда она сочетается с молитвой и покаянием. В ином случае это лицемерие.
– Говорят, что можно человека обокрасть и без похищения его материального имущества. Это правда?
– Очень часто обкрадывают людей духовно, когда говорят им неправду. Например, в советское время массово всех обкрадывали, утверждая на государственном уровне, что Бога нет. То же делают многие современные средства массовой информации в погоне за сенсацией или обслуживая чьи-то интересы. Также обкрадывают духовно те люди, которые распространяют о других ложные слухи, всевозможными домыслами и сплетнями несправедливо порочат их доброе имя. Такому обкрадыванию был подвергнут Сам Господь. О Спасителе книжники и фарисеи распространяли слухи, что Он обманщик, обольщающий народ (Ин. 7:12).
– Как быть в том случае, когда тебя несправедливо в чем-то обвиняют? Подавать ли в суд?
– Нам, христианам, лучше не прибегать к такому действию. Лучше себя самого осудить, ибо если мы не грешны в том, в чем нас несправедливо обвиняют, то у нас есть много других грехов. И надо научиться воспринимать всякую ложь и клевету как очистительное средство от них. Кто достигает такой меры, когда не обижается на клевещущих, тот становится блаженным.
– Это слово может ввести кого-то в смущение. Стать блаженным – это значит стать юродивым, безумным?
– Нет, слово «блаженный», кроме указанного смысла, в переводе на русский язык обозначает человека счастливого. Именно об этом говорится в заповедях блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). Как видим, люди, которые могут безропотно и без обиды переносить клевету, становятся по-настоящему счастливыми. Вместо того чтобы мстить лжущим и клевещущим, они усердно молятся о них и таким образом и сами спасаются, и тех спасают от погибели.
– Возможно ли отучить людей от воровства? Напугает ли воров и коррупционеров ужесточение юридических законов?
– В какой-то мере да. Но человек настолько удобопреклонен ко злу, что всегда найдет тысячи лазеек, чтобы любой закон обойти. Спасти положение может лишь воцерковление людей. Возвращение в Церковь, усердная молитва и покаяние могут отучить большинство людей от нарушения восьмой заповеди. Этот процесс начался, но затем резко замедлился в начале 90-х годов из-за возникновения новых церковных расколов и активизации проповеди сектантов. После этого многие люди перестали ходить в Церковь, оправдывая себя тем, что и здесь мира нет и не все живут честно. Таким образом, как видим, лишь по мере преодоления расколов может ускориться процесс воцерковления и духовного отрезвления общества. Без этого все государственные потуги победить воровство и коррупцию вряд ли будут успешными.
– Следовательно, когда государственные чиновники и депутаты активно поддерживают отпавших от Церкви униатов и раскольников, они тем самым способствуют росту воровства и коррупции?
– Видимо, так. Эти религиозные группы хотя и кричат на весь мир, что они самые патриотичные, на самом деле, часто не ведая, что творят, лишь распространяют свое заблуждение и таким образом подтачивают тот ствол дерева, на котором сидят, то есть свое родное государство.
– Можно ли надеяться, что когда-то эти религиозные конфессии осознают свою неправоту и вернутся в лоно Святой Православной Церкви?
– Многое зависит не только от них, но и от нас. Если они будут видеть, что мы, православные, как и все другие люди, допускаем в своей жизни воровство, ложь, пьянство и другие грехи, то вряд ли они смогут покаяться. И наоборот, когда праведной жизнью, делом и словом мы, православные христиане, будем ярко свидетельствовать об Истине, то они не смогут не потянуться к этому свету. Не просто так Господь призывает всех нас: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5:16).
Беседовала Наталья Горошкова
Опубликовано: Mon, 28/11/2016 - 10:14