Страдают не только христиане, но живущие без Бога – несчастны
О том, как относиться к страданиям и смерти, сопереживать страдающему и почему Бог попускает хулу - в очередной беседе митрополита Лимассольского Афанасия.
Расскажу вам одну забавную историю.
Жила-была одна старушка – очень добрая и благочестивая. Жила она одна, много болела, но всю свою жизнь проявляла большое терпение. На ее долю выпало много бед и скорбей. И вот однажды, помимо всего прочего, она упала и сломала ногу. Ей было очень больно, а встать не было сил.
И вдруг она увидела перед собой Христа, Который сказал ей: «Видишь, как Я забочусь о тех, кто Меня любит?» И старушка ответила Господу: «Вот поэтому так мало людей и следует за Тобой».
Этот ответ был у нее готов заранее. Потому что какими сумасшедшими нужно быть, чтобы следовать за Тобой, Господи, если при этом так страдать?
Вот что сказали бы мы. Но так ли это в действительности? Разве только благочестивые люди страдают? Нет. Страдают все люди. Нет человека на земле, у которого бы не было креста.
Но «привилегия» верующих людей – это перенесение испытаний с упованием на Бога. А человек, живущий без этого упования, легко впадает в отчаяние, потому что ему не на кого и не на что надеяться – ведь он не верит в вечную жизнь и Царство Божие.
Он может прожить семьдесят, восемьдесят лет, и что дальше? Ему очень не хочется, чтобы его жизнь заканчивалась, и он делает массу вещей для того, чтобы отдалить свой смертный час.
Посмотрите, мы не любим говорить, сколько нам лет. Мы скрываем свой возраст. И сами не говорим об этом, и слышать о своих годах не желаем.
Однако, хотим мы этого или не хотим, наша земная жизнь когда-нибудь подойдет к концу. А человек создан так, что ему не хочется умирать, не хочется истлевать в могиле.
Может быть и так, что в нашей жизни нет особо тяжких трудностей. Но каким бы сильным, богатым и известным ни был человек, что он будет делать в свой смертный час? Как он встретит смерть, как примет то, что все в его жизни рушится? Именно в этот момент и становится очевидной ценность веры в Бога.
Верующий человек обладает «противовесом» смерти. Он знает, что жизнь не заканчивается здесь, на земле. И если в земной жизни мы бываем несправедливо обижены или даже замучены, если здесь наша жизнь заканчивается слишком быстро, болезненно и бесславно, то впереди у нас все равно Вечное Царство Божие. Вечность – вот ответ на вопрос о несправедливости земной жизни. И если не верить в вечную жизнь, то что мы будем делать потом? Жизнь без вечности – это трагедия.
Все мы страдаем – и святые, и грешники, и богатые, и бедные, и старые, и молодые. Однако святые отцы, пастыри, духовники помимо этого несут еще один крест. Они подают пример терпения своим чадам, и Бог попускает им проходить через множество искушений, скорбей, терзаний и испытаний, чтобы они стали образцом терпения для тех, кто следует за ними.
Помню, как один священник потерял своего родного ребенка – мальчик внезапно заболел и умер. Знаете, сколько страдающих людей нашли у него утешение после этого? Потому что они знали, что вот и он – такой добродетельный священник, духовник – потеряв ребенка, прошел через страшное испытание. И всю эту боль, которая невыносима для любого родителя, он выдерживает терпеливо, стоя на ногах. Такие примеры дают силы другим людям.
А мы приходим к больному, в то время как с нами-то все в порядке, и начинаем строить из себя учителей. Приходим, и вместо того, чтобы просто помолчать с ним вместе или сказать всего пару нужных слов, начинаем проповедовать и философствовать.
Знаете, что в это время думает страдающий человек? «Да, у тебя-то все хорошо, у тебя есть дети, семья… Ты-то в порядке!» Это все равно что говорить голодному нищему человеку, не вылезающему из долгов: «Э, деньги ничего не стоят! Они – ничто!» – «Да! – скажет он в ответ. – Если деньги – ничто, дай их мне! Отдай мне свои деньги! Я их тебе потом верну».
Что-то подобное произошло со мной этим летом. У меня был мобильный телефон, и как-то ко мне подошли два мальчика – из тех ребят, которых часто можно видеть рядом с нашим митрополичьим домом. Один захотел мой телефон, и я подарил ему его. Но и другой мальчик хотел получить телефон. Он подошел ко мне и тихо спросил:
– Отче, какая модель у твоего телефона?
Я ответил.
– У него цветной экран?
– Откуда мне знать? Держи, посмотри сам! Цветной?
– Да, цветной. А у меня черно-белый.
И я сказал в ответ:
– Да какая разница! Это одно и то же.
– Если это одно и то же, тогда отдай мне твой телефон! Обменяемся!
Вот что чувствует человек, которого мы утешаем, не испытав его боли. Раз это одно и то же, возьми себе телефон с черно-белым экраном, а мне отдай с цветным! Ты ничего не потеряешь – раз это одно и то же. Почему же ты не отдаешь свой телефон?
Так бывает, когда мы приходим к человеку, у которого, например, большие финансовые трудности, и начинаем поучать его: «Знаешь, деньги не имеют никакого значения. Они ничего не стоят!» Да, но в твоем кармане полно денег, и тебе легко так говорить. А у человека – проблемы, долги. Утром он просыпается и не знает, сможет ли днем купить что-нибудь для своей семьи. Поэтому и больному нельзя говорить: «Э, пустяки! Можно и поболеть немного!» Потому что болеет он, а не ты.
А если мы сами испытывали когда-то подобные страдания, то знаем, как в таких случаях нужно разговаривать. Мы знаем, что думает в это время другой человек, и подбираем слова осторожно. И тогда человек подумает: «Вот, он тоже страдал, он тоже шел по этому пути, как и я, и он знает, что такое боль, скорбь и страдания».
Все это имеет значение, и апостол Павел в своем послании к эфесянам говорит: «о моих ради вас скорбях» (Еф. 3:13), – потому что он должен был подавать пример веры и терпения. Поэтому он и призывает христиан терпеть и не возмущаться, ведь он сам мучается в страданиях на их глазах.
Помните, как апостол Петр, когда Иисуса пришли арестовывать в Гефсиманском саду, вознегодовал, выхватил нож и отрезал ухо одному из слуг? И мы негодуем всякий раз, когда слышим, как люди хулят и ругают Церковь. В некоторых газетах, например, осмеивались чудеса, произошедшие на Кипре у главы святителя Иоанна Златоуста.
И когда читаешь подобные вещи, хочется разозлиться, начинаешь думать: «Как можно писать такое! Ведь эти люди знают, что на самом деле все не так, как они написали!» Но мы помним: Бог попускает это, во-первых, для того, чтобы священнослужители могли совершенствоваться в духовной жизни, а во-вторых, чтобы у их духовных чад перед глазами был пример терпения. И сознавая это, легче понимать ход событий. Мы ничего не можем здесь изменить. Каждый, кто хочет быть учеником Христа, будет идти тем же путем, что и Христос.
Наш старец говорил нам, что человек слышит Бога два раза в жизни. По крайней мере, два раза. Первый раз – когда в какой-то момент он (через определенные события, определенных людей) встречает Бога, и Господь говорит ему, как в Евангелии: «Следуй за Мной». И человек начинает идти за Ним. Бог – впереди, человек – сзади, тем же путем, которым идет Бог.
А когда дорога подойдет к концу, Господь обернется к человеку и спросит: «Ты здесь?» Идешь ли ты по-прежнему этой дорогой? Прошел ли ее? Не остановился ли посередине маршрута? Не сел ли на автобус, не выехал ли на встречную полосу, не свернул ли?
И когда Господь обернется и увидит нас, мы скажем Ему: «Вот, мы последовали за Тобой и из любви к Тебе остались верны Тебе!» И Он скажет в ответ: «Хорошо, добрый и верный раб! Войди в радость Господа Твоего» (Мф. 25:21). Это – путь нашей жизни. А те из нас, кто желает другого пути, могут выбирать, но это уже не будет путь Господа. И в таком случае человек не сможет называть себя христианином. Если мы хотим быть учениками Христа, мы будем идти Его путем.
И, как я уже говорил в начале, не надо думать, что люди, далекие от Бога, живут хорошо, а мы, христиане, вынуждены страдать. Напротив: имея скорби, христиане сохраняют надежду и великую радость – ведь они знают, что все это имеет смысл. А человек, живущий без Бога, действительно несчастен, потому что лишен надежды. Сколько раз мне встречались люди с огромными проблемами…
Я вспоминаю, как умирали некоторые старцы на горе Афон. Я присутствовал при их кончине. Знаете, как они уходили на тот свет? Как легкоатлет, который сияет от радости, заняв первое место в беге – ведь он бежал, взял первенство, и теперь стоит на вершине пьедестала, все ему аплодируют. Так уходили в вечность эти монахи. Их кончина произвела на меня огромное впечатление.
И даже в миру я видел много случаев, когда благочестивые люди встречали страшный смертный час с великой верой, терпением, и очень часто – с радостью. А некоторые – с огромной радостью.
Одного престарелого монаха я спросил:
– Отче, ты боишься смерти?
А он засмеялся и сказал:
– Я столько лет жду этого момента!
Для этих людей смерть не была шагом в неизвестность, ведь они знали, что это дорога в Царство Божие. Они не видели здесь ничего особенного. С ними можно было говорить о смерти, о том, когда и как они умрут, подобно тому, как люди разговаривают об обычном путешествии.
Вера в Бога – великая ценность. Это – победа, как говорит нам святой апостол Иоанн Богослов. Это победа, победившая мир. Вот что такое наша вера. Она побеждает смерть, тление, побеждает все, потому что у нее для этого имеется «противовес» – жизнь вечная.
И все святые, чья жизнь прошла во множестве скорбей, являются для нас примером. Они пострадали за нас, чтобы показать нам этот пример. Чтобы мы смотрели на них и учились у них терпению, говоря: «Этот человек, будучи святым, имея такие добродетели и благодать от Господа, терпел гонения, клевету, болезни, несправедливость, изгнание…» Таким святым является Иоанн Златоуст. Если вы почитаете его житие и послания, то увидите, какие невероятные мучения он претерпел. Но Бог дал ему все это для того, чтобы он стал примером для нас.
Итак, вернемся к словам апостола Павла: «…при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава».
Действительно, когда мы говорим слова восхищения о своем духовном отце, то речь не идет о его деньгах, славе или богатстве. Мы говорим о его духовных качествах: терпении, смирении, силе и молитве. Вот что является нашей славой.
И поэтому все мы – и духовные отцы, и отцы по плоти – должны быть примером для своих чад. Когда наши дети видят, что мы терпеливы, спокойны, не преисполнены гнева, подозрительности и желания отомстить, – тогда они видят перед собой пример для подражания. И будут говорить впоследствии о нас так же, как мы сейчас говорим о своих отцах и дедах: «Какие это были люди! Как они были терпеливы, великодушны и серьезны! Они никому не говорили плохих слов, ни на кого не набрасывались…»
Достойный пример действительно является гордостью и славой для детей – как духовных, так и биологических.
Опубликовано: Sat, 24/01/2015 - 00:43