Грешно ли радоваться жизни?

Рассуждает Сергей Комаров.

Жизнь – дар Божий, которому невозможно не радоваться. Всякому, даже и неверующему человеку трудно не радоваться красоте неба, пению птиц, осеннему золоту опавшего леса. Кто из людей не радуется новому дому, свадебным песням, рождению ребенка и его первым шажкам? Кто не испытывает чувство счастья, возвращаясь на родину после долгого отсутствия, обнимая своих родных и друзей? Есть некоторые общие простые радости для всего человечества, и они суть разные грани блаженства, заложенного в жизни как таковой. Не ощущать этой радости было бы просто ненормально.

Однако особый разговор о христианине. Верующий во Христа человек по определению есть существо радующееся. Первая в мире проповедь о родившемся Спасителе, услышанная людьми из уст Ангела, имела в себе обещание радости: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк.2:10). «Радуйтесь!» – повелел воскресший Христос при первом явлении мироносицам (Мф.28:9). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь»,– заповедует апостол Павел (Флп.4:4). Христос вечен, и радость о Нем непреходяща. Христианину не радоваться жизни просто грешно, ведь он соединен с источником вечной радости, и само переживание христианской веры без радости невозможно.

О чем же радость христианина? Прежде всего о любви. Ведь люди ищут любви, задыхаются без любви. Любовь была и есть главным движущим началом жизни. Человек хочет любить и хочет любви – без любви жизнь невыносима. И вот изголодавшемуся по любви человечеству говорится: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Еще тогда, когда нас на свете не было, Бог возлюбил нас такой любовью, что пришел на землю и пострадал за нас, чтобы мы уже никогда не имели недостатка любви. Теперь уже никто не имеет права сказать: меня никто не любит. Мы должны принять эту любовь и полюбить Бога так же, как и Он нас. Сын Божий возлюбил нас и пострадал за нас, чтобы мы радовались в Нем и о Нем, и радости этой никто не отнимет у нас.

О чем еще радость? О смысле. Христианство дарит смысл всемирной истории и смысл моей жизни. И этот великий смысл не приравнивается к посадке дерева, постройке дома и произведению потомства. Нет, смысл христианской жизни несоизмеримо выше и состоит в том, чтобы мы «соделались причастниками Божеского естества» (2Пет.1:4). Христианину предстоит войти в божественную жизнь – можно ли этому не радоваться? Наша бессмертная душа имеет ценность в глазах Божиих, и нам чуждо должно быть чувство уныния, оставленности. Бог сотворил человека для блаженства, и в христианстве эта цель достигается.

Как солнце пронизывает своим светом все уголки земли, так и радость о Господе просвечивает будни христианина, заполняя их памятью о Творце, превращая житейские дела в плоскость исполнения заповедей Божиих. Жизнь христианина есть постоянное хождение пред Богом, каждая деталь ее пронизана религиозным смыслом – и это рождает самую высокую радость, радость жизни в Боге и с Богом. Отсюда мы можем сравнить радость жизни верующего и неверующего человека. Все естественные радости, которые имеет в своей жизни неверующий человек, не чужды и верующему. И нам знакомо семейное счастье, и мы радуемся дружбе, и не чуждаемся свадебного веселия и радостных слез от рождения первенца – но все же верующий здесь радуется больше, ведь он видит во всем этом руку Творца. Христианин смотрит на мир двойным взглядом, через добро естества прозревая благодать Божию. Он радуется и тому и другому, и радость его совершенна.

Поэтому не грешно радоваться жизни, а грешно не радоваться ей. Только – настоящая радость познается усилием веры.

Сергей Комаров

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle