Достижима ли святость вне истинного христианства и как правильно почитать святых

О блаженном состоянии – святости, о догмах и постулатах учения о святых – агиологии рассказывает знаток своего дела архимандрит Спиридон (Ходанич), преподаватель агиологии КДА.

– Предметом агиологии, по мнению Флоренского, является «познание святых, строения их личности, законов их жизни, своеобразия их опыта и их мышления, отношения этих законов, этого опыта, этого мышления к обычным, свойственным грешному человечеству...» Но в своей сущности подвиг святых – глубина и тайна, которую до конца познать невозможно. Что по этому поводу говорит наука? Постижима ли святость человеческим разумом?

– Подлинная святость должна стать желанной для постижения каждому христианину, обязанность наша – стремиться к этому, ведь Господь прямо говорит всем нам: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16). Относительно научной точки зрения на ум приходят слова преподобного Исихия Иерусалимского: «Наука из наук и искусство из искусств есть умение управляться со злыми помыслами. Самое лучшее против них средство и искусство – смотреть с помощью Господа за появлением прилога и мысль свою всегда хранить чистой…» Святость – это блаженное состояние максимального приближения человека к Истинной Святости – к Богу путем искоренения своих грехов, начиная в первую очередь с контроля своих помыслов, добродетели, именуемой святыми отцами трезвением. Непреложным условием святости является смирение, ибо если посмотреть на жизнь всех подвижников нашей Святой Церкви, то, пребывая в святости, никто из них не считал себя таковым, и скорее наоборот – чем ближе подвижник приближался к Богу, тем больше видел свои грехи и недостатки. Из этого и вывод или, точнее сказать, парадокс: грешник не считает себя грешником, а святой – святым.  Искореняя грехи свои, будем постигать, в чем состоит святость, ведь, по словам святого Беды Достопочтенного: «Мы пребываем в Боге настолько, насколько не согрешаем».
– Что такое святость? 

– Святость должна быть целью нашей жизни в Церкви, стать ее итогом и плодом. Церковь, основанная нашим Господом, существует для того, чтобы дать исцеление каждому человеку и привести всех нас к святости, к состоянию богоподобия. Святость является одним из основных свойств Бога, которое Он сообщает избранному Им человеку. Святость определяется через восхождение христианина к своему Источнику, то есть к Богу, от Которого исходит всякая святость. Нужно понимать, что святость состоит не в безгрешности человека, а в стойком и последовательном отвращении его к греху: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15).

Святость доступна для каждого желающего достичь ее, и каждый из нас призван и может стать святым, если найдет в себе решимость к исполнению заповедей Христовых. Именно это одно условие, эта решимость и отличает праведника от грешника, по словам преподобного Серафима Саровского. В Ветхом Завете в Книге Премудрости Соломона ми также находим руководство к достижению святости: что определяет нашу духовную зрелость, наш возраст старости: «…ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется… беспорочная жизнь – возраст старости» (Прем. Сол. 4:8–9). Это очень важно понимать, ибо часто приходится слышать: почему Бог так далеко? Отдаляется не Господь, но мы своими грехами, а приближаемся – беспорочной жизнью.

Все святые. Книжная миниатюра. Византия. XI век

– Откуда черпается информация о жизни святых?

– Информация о жизни святых угодников Божиих, о характере их подвига содержится в целом ряде источников, основные среди которых: богослужебные минеи, Четьи минеи, месяцесловы, прологи или синаксари, святцы. Все эти источники очень важны, поскольку в них не просто житийные сведения, но, к примеру, в богослужебных минеях, в службах святым мы находим главное – осмысление сущности подвига святых.

В древности предшественниками миней были мученические акты, которые уже со II века читались на церковных собраниях и в частных домах. Одно из самых известных собраний мученических актов принадлежит церковному историку Евсевию Кесарийскому (ок. 263–340 гг.). Если мы попытаемся рассказать обо всех источниках информации о жизни святых, это займет у нас очень много времени, ведь после Евсевия Кесарийского многие стали собирать сведения о святых во многих странах мира. Так, например, после Евсевия святой Маруфа, епископ Месопотамский (+543), собрал сведения о персидских святых мучениках, с распространением монашества стали появляться описания жития иноков и т. д. Важно упомянуть о печатных славянских минеях. Они обязаны своим появлением святителю Димитрию Ростовскому. Уникальный и поистине грандиозный труд, которому святитель посвятил 20 лет своей жизни, начиная его в 1684 году в Киево-Печерской Лавре по благословению архимандрита Варлаама (Ясинского). Поражает тот факт, что при написании жития Димитрию являлись святые, о которых писалось житие, и дополняли его, свидетельствуя о больших мучениях и язвах. Так было, например, при написании жития мученика Ореста.  Источниками этого грандиозного труда были Великие минеи митрополита Макария, жития святых св. Симеона Метафраста, творения многих отцов Церкви, писателей и историков начиная от Филона и Флавия. Из западных собраний: Жизнь святых Востока и Запада Лаврентия Сурия «Vitae sanctorum» (1569–1575) и Деяния святых «Acta Sanctorum» боландистов (1643). Последний источник очень важный и интересный для тех, кто желает более подробно изучить данный вопрос, и хотя боландисты и являлись учеными иезуитами, но архиепископ Сергий (Спасский) рекомендует эту книгу без опасения того, что вероисповедательная точка зрения их могла наложить догматические оковы на исторические изыскания.

– Какие типы святости существуют и как они определяются?
– В Православной Церкви многообразие типов, или форм святости. Определяются они соответственно каждому отдельному виду служения и пути к достижению святости. Так, например, существуют такие формы святости:

Ветхозаветные праведники – праотцы и пророки, апостолы и мученики, святители, благоверные, преподобные, юродивые, равноапостольные, исповедники и страстотерпцы, блаженные и бессребреники… Путей, как видим, ведущих к достижению святости, много, и они существенно различаются между собою, но цель у всех одна. Об этом многообразии типов и путей нам говорит апостол Павел: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:8–11).

– Достижима ли святость вне истинного христианства?

– Как истинный христианин, отвечу категорически – нет. Многие захотят вступить в дискуссию. Но, на мой взгляд, только Святая Православная Церковь является истинной хранительницей чистоты догматических учений. Следует отметить очень важный момент: я никогда бы не дерзнул сказать, что Бог не может спасти нехристианина, и поэтому всегда вспоминаю слова святителя Феофана, Затворника Вышенского: «Я не знаю, спасутся ли католики, но без Православия я погибну».

– Какие критерии подлинности святости подвижников?

– В древней Церкви никаких особых критериев и актов для доказательства святости не требовалось. По высказыванию агиолога Виктора Марковича Живова: «…Для верующих первых веков христианства и раннего средневековья святость была очевидностью, “сияющий белизной сонм избранныхˮ (Григорий Турский) был явлен Церкви как данность: проблема доказательства святости, чрезвычайно значимая для христианского сознания в новое время, для раннего периода была неактуальна…»; «…Даже собирание актов мучеников, столь важное для жизни Церкви в IV–VI вв., видимо, не было непосредственно связано с вопросом о признании или непризнании их святости» (Живов В. М. Святость. Краткий словарь. Статья «Канонизация»). К началу V века почитание святых приобрело довольно обширный характер как в Церкви Восточной, так и в Западной. Если же говорить о самой процедуре причтения к лику святых, то, по сведениям В. М. Живова, на Востоке  первое известное нам патриаршее постановление с провозглашением подвижника святым относится ко времени Константинопольского Патриарха Фотия (ок. 810 – ок. 895), а самым ранним известным в истории формальным актом канонизации явилось прославление Ульриха Аугсбургского папой Иоанном 15-м в 993 году. Хотя следует отметить, что особого акта не существовало и все происходило довольно просто, без особого определенного чина и, если можно так сказать, по взаимному согласию всех сторон.

Чины святых следуют в Небесный Иерусалим. Фрагмент иконы. Критская школа. XVI век

Вопрос о критериях, условиях и основаниях для почитания святых, существующий в современной церковной практике, был разработан и принят на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и озвучен Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в своем докладе. Он содержит в себе следующие пункты:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков – мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) Православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни. 

Согласно вышеперечисленному, основания к канонизации святых в истории Церкви не были приведены к единообразию. Как сказал митрополит Ювеналий (Поя́рков) по данному вопросу: «В каждом отдельном случае учитывались как особенности подвига подвижника (мученик, преподобный или юродивый), так и духовные потребности христиан в определенный исторический момент. Но при всем многообразии причин и оснований для канонизации в различные исторические эпохи неизменным оставалось одно: всякое прославление святых – это факт проявления в Церкви святости Самого Бога, действующей через посредство облагодатствованного подвижника» (О канонизации святых в Русской Православной Церкви. С. 56–58).

– Откуда берет начало необходимость почитания святых?

– О почитании святых было сказано еще в Ветхом Завете: «Дивен Бог во святых Своих…» (Пс. 67:36). Действительно, святые угодники как при своей земной жизни становились драгоценными сосудами, вмещающими в себя благодать Святаго Духа благодаря искоренению из себя страстей и тем самым особо преклоняя Господа на милость, так и по своей кончине земной они являются нашими «лучшими друзьями» в прошении Господа о милости к нам, грешным. Уже с первых веков христианства святых особо ежегодно чтили в день их кончины и молились им, почитая их святые мощи.

В шестом деянии VII Вселенского Собора, проходившего в 787 году, говорилось: «Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и благодатью досточестны пред Ним по душе и по телу или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию – анафема».

Если же мы возьмем себе за правило каждодневно прочитывать по главе Святого Евангелия и Посланий апостольских, то увидим неоднократное призывание к почитанию святых.

– В чем выражается правильное почитание святых угодников Божиих? 
– Прославление святых угодников Божиих по своей сути прославление дела Самого Христа и является Христоцентричным, ведь, как уже было сказано выше, в них действует Сам Христос (Пс. 67:36). 

Правильное почитание святых угодников Божиих состоит в первую очередь не только во внешних обрядовых действиях (возжигании свечей и лампад перед иконами и мощами, целовании икон и мощей), но в молитвенном единении, общении с ними, в изучении их житий и творений и, конечно же, в подражании и следовании их примеру и поучениям.

– Расскажите, пожалуйста, о почитании святых мощей. Что это за традиция? Почему в каждом храме находятся мощи святых?

– Почитание святых мощей было засвидетельствовано уже с первых веков христианства. Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви» о мученичестве святого Поликарпа (II век) приведены свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа» и самих останков их. Причем ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни». Григорий Неокесарийский (ок. 266–270 г.) установил праздники в память мучеников и их мощи разместил по разным местам в своей епархии. Христиане собирались для богослужения в дни их памяти.

Нетленные мощи в пещерах Киево-Печерской Лавры

Следует отметить, что слово мощи нужно понимать шире, чем просто тело почившего праведника, святого. В греческом и латинском языках оно связано с глаголом «оставляю». Таким образом, под мощами понимают и все то, что осталось от святого – одежда, личные вещи. Подтверждение этому чудесные знамения: от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес умерший (4 Цар. 13:21), милостью пророка Божьего Илии Елисей разверз воды Иордана (4 Цар. 2:13). Из Книги Деяний Святых Апостолов известно о чудесах от платков и опоясаний ап. Павла, об исцелении болезней и изгнании злых духов (Деян. 19:12). В сочинениях многих святых отцов Церкви первых веков христианства мы также можем найти упоминания о чудесах от останков святых. Об этом, например, упоминают свт. Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, Блаженный Августин и др.

Сегодня действительно в каждом православном храме есть мощи святых. На них совершается Литургия. Практика совершения Литургии на святых мощах, согласно древнему обычаю, окончательно была закреплена в постановлении папы Феликса от 269 года, и решение это основывалось на той древней традиции, когда Литургии совершались на надгробьях мучеников, которые выполняли функцию престолов. Уже позднее решением Пятого Карфагенского Собора святые мощи было предписано полагать под престолом.

Митрополит Ювеналий (Поя́рков) отмечает: «При обширности епархий и увеличении числа храмов правящий архиерей не мог лично присутствовать при освящении каждого храма. Знаком его благословения явились созданные вместо надгробных плит антиминсы – платы с подписью архиерея. В центр антиминса влагалась частица со святыми мощами» (О канонизации святых в Русской Православной Церкви. С. 30–31).

О почитании святых мощей VII Вселенский Собор постановил следующее: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные, – если это епископы или клирики, – да низложатся; а если иноки и миряне, да лишатся причащения».

Многих интересует вопрос о нетленности святых мощей. Очень важно понимать, что мощи почитаются независимо от их нетленности, из преклонения перед подвигом святого. Нетленность святых мощей сама по себе никогда не была основанием для канонизации, но рассматривалась как одно из знамений Божиих. Отсутствие нетления не является препятствием к прославлению подвижника в лике святых. Решающее значение имеет святость жизни. Церковь прославляет останки святого подвижника вследствие его подвига, а не само материальное явление нетленности как таковое.

– Любой ли может стать инициатором канонизации святого? 

– Как в древние времена инициаторами канонизации могли быть князья, епископы, народ и частное лицо, так и сегодня ним вправе стать любой желающий и свидетельствующий о фактах святости жизни и чудотворениях подвижника. После получения информации сотрудники отдела по канонизации тщательно изучают все факты жизни подвижника и принимают нужное решение.

Беседовала Наталья Горошкова

Социальные комментарии Cackle