Апостолы апостолов, или Почему воскресший Господь явился сначала женщинам
Ежегодно в третье воскресенье по Пасхе Православная Церковь чтит святых жен-мироносиц. В историю христианства эти замечательные и бесстрашные последовательницы Спасителя вошли как главные провозвестницы самого радостного и светлого события вселенского масштаба. Почему именно они, а не апостолы и ближайшие ученики Христа сподобились величайшей чести – первыми увидеть Господа после Его Воскресения?
О том, что именно женщины стали первыми и главными свидетелями Воскресения Сына Божия, единодушно повествуют все четыре евангелиста. Многие противники христианства первых веков, да и настоящего времени, указывают на то, что рассказы евангелистов как будто бы содержат разногласия и противоречия в отношении событий, связанных с Воскресением Христа. Однако святые отцы, комментируя описанные происшествия, поясняют, что в излагаемых историях речь идет о различных по времени посещениях разными женами-мироносицами Гроба Господня и что никто из евангелистов не касается уже рассказанного другим. Предание не сохранило для нас имена всех женщин, которые служили Спасителю при Его жизни, следовали за ним до Голгофы, присутствовали при Его крестных страданиях и погребении, а затем, после окончания времени покоя, устремились ко гробу для помазания Его тела.
Церковная традиция усвоила звание мироносиц Марии Магдалине, Иоанне, Марии – матери Иакова меньшего и Иосии, Саломии, Марии Клеоповой, Сусанне, а также сестрам Лазаря четверодневного – Марфе и Марии. Хотя на иконах чаще всего изображают лишь семерых из жен-мироносиц, но женщин этих было значительно больше, о чем свидетельствуют евангелисты Матфей и Лука (Мф. 27:55; Лк. 8:3; 24:1). Апостол Петр в Первом Послании называет женщин «немощнейшим сосудом» (1 Петра 3:7). Но поступки жен-мироносиц – это наглядный пример того, на какой самоотверженный подвиг способна слабая женщина, побуждаемая любовью и укрепленная благодатью Божьей.
Нигде в Новом Завете мы не встречаем указаний на то, чтобы Иисус Христос призывал или избирал женщин для служения, как это произошло с его учениками-мужчинами и апостолами. Но, по-видимому, каждая из Его последовательниц, услыхав проповедь, восприняла ее всей душою и уверовала всем сердцем и, подобно Марии – сестре Лазаря, выбрала для себя ту «благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:42). Многие из этих добровольных учениц Христа имели семьи и детей, некоторые были вдовами. Встречались среди них и бедные, и богатые, принадлежавшие к разным сословиям. Думается, что им было нелегко находить общий язык со своими домочадцами, объясняя каким-то образом частые отсутствия, управлять своими домашними хозяйствами и одновременно следовать за Спасителем, служа Ему, обустраивая Его быт и быт учеников, которые ходили вместе с Ним.
К примеру, упоминаемая жена Хузы, домоправителя Иродова, Иоанна. Предание почти ничего не говорит об этой мироносице после известных евангельских событий, но зато мы немного знаем о ее жизни до прихода ко Христу. Иоанна принадлежала к придворной знати. Будучи женой человека, приближенного к семье Ирода Антипы, она, безусловно, была в курсе многих так называемых дворцовых тайн. Каким-то образом ей удалось узнать, что Иродиада закопала усеченную голову Иоанна Крестителя в месте для сброса нечистот. Подвергая себя опасности навлечь гнев как своего супруга, так и Ирода и его нечестивой жены, она все же тайно откопала голову пророка и перезахоронила в другом месте – на горе Елеонской. Благодаря этой мужественной женщине удалось спасти и сохранить величайшую христианскую святыню, которая затем была обретена спустя триста лет. Среди исследователей Священного Писания есть мнение, что Христос исцелил сына Иоанны. Предположительно, царедворец, который обратился к Спасителю в Кане Галилейской с просьбой об исцелении сына, и был домоправитель Ирода Хуза. В Евангелии сказано, что после этого чудесного исцеления царедворец «уверовал сам и весь дом его» (Ин. 4:46–54). Вполне может быть, что из благодарности за избавление сына от недуга эта благочестивая женщина начала служить Христу «имением своим» (Лк. 8:3) и следовать за ним по городам и селениям. Мы не знаем, как царедворец отнесся к такой деятельности своей супруги. Но вряд ли такое было бы возможно сохранить втайне от мужа. Не исключено, что если он не разделял убеждений своей жены, то ей пришлось пожертвовать своей семейной, довольно безбедной жизнью и высоким общественным положением ради того, чтобы следовать за Спасителем и служить Ему. Во всяком случае, наверняка неизвестно, как и когда она оказалась среди других женщин, сопровождавших Мессию.
Совсем мало информации и об остальных женах-мироносицах. Например, о Сусанне упоминает только единожды евангелист Лука (Лк. 8:3). Гораздо больше известно о святой равноапостольной Марии Магдалине – самой ревностной и отважной из жен-мироносиц, которая вместе с другими последовательницами Христа оставалась до последней минуты со своим Господом. Ее любовь к Спасителю и безграничная преданность были так велики, что едва только закончилось время субботы, она тут же, сразу после полуночи, не дожидаясь рассвета, устремилась ко Гробу Господню. Ведь с тех пор как Сын Божий освободил ее душу и тело от тягчайшего недуга, служение Ему стало смыслом всей ее жизни. Святитель Иоанн Златоуст («О женах мироносицах»), восстанавливая последовательность событий той ночи и того утра, пишет, что Мария Магдалина посетила Гроб Господень четыре раза с разными группами мироносиц и удостоилась дважды увидеть Воскресшего Спасителя. Одной из первых она возвестила апостолам о том, что Христос жив и она Его видела. Сначала Ангел Господень, а затем Сам воскресший Сын Божий повелел ей передать это радостное известие всем ученикам.
Фактически Мария Магдалина и другие жены-мироносицы стали апостолами (посланниками, вестниками) для апостолов Христовых. А весть, принесенная ими, легла в основу всей нашей веры. Святитель Василий, епископ Кинешемский, в своем «Толковании на Евангелие от Марка» отмечает: «Только два слова – Он воскрес, – но какая громадная в них сила! Эти два слова перевернули весь мир, опрокинули и разрушили язычество до основания и создали великую Христианскую Церковь, сильную не столько численно, не столько материальными средствами, сколько своею верою и нравственной мощью». Может показаться странным, что такую важную миссию Господь доверил женщинам, серьезное отношение к свидетельским показаниям которых в древнем обществе было весьма сомнительным. Но, согласно евангельским событиям, из всех последователей Христа только женщины-ученицы да апостол Иоанн Богослов остались верны Ему в самый трудный час, не испугались, не спрятались, не предали и не отреклись. Кому, как не им, обладавшим совершенной любовью, не ведающей страха (1 Ин. 4:18), первыми узнать о том, что Господь Воскрес, и сподобиться лицезреть Его. Поскольку история грехопадения человечества началась с нашей прародительницы Евы, не сумевшей устоять в искушении, то и радостную весть о всеобщем Искуплении и Воскресении, ожидаемую столькими поколениями людей, первой получила женщина и об этом сообщила апостолам-мужчинам. В подвиге святых жен-мироносиц раскрылась вся полнота и высота женского служения Богу, миру и ближнему. Каждая эпоха в жизни Православной Церкви имеет своих «жен-мироносиц». Об этом свидетельствует многострадальная и многотрудная история нашего Отечества и народа, 70 лет находившегося под ярмом безбожного ига. И это очевидный факт, признанный многими, что большую часть православной паствы в годы лихолетий, да и сегодня тоже, составляли и продолжают составлять женщины. «Сила Божия в немощи совершается», – писал апостол Павел (2 Кор. 12:9). И эта сила проявляется в женщине-христианке умением верить, любить, быть преданной, творить добро и дела милосердия.
Валентина Новикова
Опубликовано: Thu, 12/05/2016 - 14:16