Кому отданы приоритеты в тюремном служении

«Современность и перспективы пенитенциарной пастырской опеки»  так называлась международная научно-практическая конференция, проходившая на прошлой неделе в Институте криминально-исполнительной службы.

Сразу хочется отметить, что в число активных организаторов вошел и представитель УПЦ, глава Синодального отдела тюремного служения протоиерей Виктор Яценко. Конференция прошла на высоком уровне, прозвучали интересные доклады ученых, педагогов, представителей Государственной пенитенциарной службы.

Главной темой обсуждения был вопрос о введении штатного  капеланства в места лишения свободы и отбывания наказаний. По окончании  конференции были приняты соответствующие решения, в которых разработаны  рекомендации профильному комитету Верховной Рады Украины относительно  рассмотрения вопросов введения  штатного капеланства в места лишения свободы и содержания их за государственный счет.

Все эти инициативы требуют общественного обсуждения с учетом опыта стран Европейского Союза. Однако, как подсказывает жизнь, и это прозвучало в докладах выступающих, у этих инициатив и реформ пенитенциарной службы  есть и «обратная сторона медали». Например, в местах лишениях свободы проведена серия амнистий, количество заключенных, совершивших не самые тяжкие преступления, уменьшилось более чем в  три раза – с 200 тыс. человек до 64-х. Но все эти освобожденные «тысячи представителей криминального мира» оказались на свободе, а рост преступности в стране продолжает  неумолимо возрастать.

Наконец, не совсем понятно, как  будут распределяться функции капелланов в местах лишения свободы и следственных изоляторах, если в Духовный совет входят представители 11-ти  конфессий? Какой из конфессий отдадут предпочтение? К сожалению, на конференции речь об этом не шла.

Сегодня Духовный совет при Государственной пенитенциарной службе Украины возглавляет представитель церкви Христиан Веры Евангельской (Пятидесятников) пастор Фатуллаев Р.Н., который в приветственном слове рассказал о своем криминальном прошлом и чудесном преображении сознания благодаря «обретению Христа».

Все это прекрасно, дай Бог, чтобы весь криминальный мир уверовал в Бога и оставил преступную жизнь. Но возникает вопрос: какой из религиозных конфессий, участвующих в попечении о заключенных, должен быть отдан приоритет? Не говоря об истории религии Украины, начиная от Крещения Руси, а опираясь лишь на статистические данные социальных исследований и опросов, согласно которым  более 80% жителей Украины причисляют себя к Православию, этот приоритет должен принадлежать  Украинской Православной Церкви и это должно быть озвучено пенитенциарной службой Украины. Тем более, что практически во всех колониях Украины действуют православные храмы канонической УПЦ.

Украинская Православная Церковь в 1996 году в лице приснопамятного  Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана)  заключила договор о сотрудничестве с Департаментом по вопросам отбывания наказаний  (ныне он переименован в Государственную  пенитенциарную службу), на территории Управления построен православный храм УПЦ (ул. Мельникова, 38, настоятель – прот. Виктор Яценко). И главные инициативы душепастырского попечения о заключенных  принадлежат, безусловно, православному духовенству Украинской Православной Церкви.  

Однако, нужно отдать должное представителям всех конфессий тюремного служения: у них не возникает разногласий и споров. Хотя на конференции прозвучали предложения организовать капелланскую школу на базе католического богословского университета во Львове – это были  всего лишь организационные дискуссии с поиском оптимальных решений в современных политических условиях.

Об опыте тюремного служения Белорусской Православной Церкви

Прот. Георгий Лопухов, БПЦ

Опытом тюремного служения поделился  представитель Белорусской Православной Церкви, председатель религиозной миссии «Синодальный отдел по тюремному служению БПЦ протоиерей Георгий Лопухов. Он отличается от украинской  духовной миссии в местах лишения свободы, и ответственность за эту деятельность государство официально  возложило на Православную Церковь. Отвечая на вопросы нашего корреспондента, о. Георгий рассказал:

- В законе о религии и национальностей Республики Белорусь указано, что Белорусская Православная Церковь оказала самое большое влияние на духовно-нравственное формирование белорусской нации и ей в пенитенциарном служении отданы все приоритеты. Поскольку согласно последней переписи населения 85 процентов граждан Белоруссии считают себя православными, Департамент по исполнению наказаний заключил соглашение только  с Православной Церковью, не смотря на то, что  исторически в нашей стране существует 5 конфессий: православие, католицизм, ислам, лютеранство и иудаизм. К этим четырем конфессиям, кроме православия, причисляет себя менее 10% населения страны. Все остальное считается пришлым. В  договоре также четко указано, что представители Православной Церкви  по желанию осужденного обязаны обеспечить ему встречу с представителями той  конфессии, к которой он принадлежит. Это строго отслеживается, и за 22 года  у нас не было ни единой жалобы по этому поводу. Там, где есть молитвенные комнаты или храмы других конфессий, они продолжают функционировать, но вкладывать деньги в новые приходы представители других конфессий  не хотят. Строительство храмов осуществляет только БПЦ. Таким образом, все главные душепастырские  функции в пенитенциарной  системе возложены на Православную Церковь, не ущемляя при этом деятельность других конфессий. В Украине по существу та же пропорция в соотношении Православия к другим вероисповеданиям, может чуть больше греко-католиков и представителей неканонических «православных» церквей.  Но это как-то очень невнятно озвучено представителями власти и ведомственными госструктурами.

- В сегодняшнем докладе Вы отметили, что все заключенные в Белоруссии работают. В Украине в местах лишения свободы работают далеко не все осужденные, рабочих мест не хватает.

- Да все, без исключения  должны работать, и получать деньги. Иначе, как они будут рассчитываться с государством? На данный момент в Белоруссии около 23 тысяч заключенных и намечается тенденция к снижению по амнистии. Если, например, человек задержан за хищение и в течение месяца он возмещает ущерб, его освобождают после суда, он не отбывает наказания в местах лишения свободы. Однако судимость у него будет.

- А как вы оцениваете результаты сотрудничества Церкви и государства Беларусь?

- Понятно, что, если бы не было результатов, Департамент по исполнению наказаний с нами бы не сотрудничал. Они очень довольны нашей работой. Причем, мы работаем не только с заключенными, но и с тюремным персоналом.

- А какое духовное открытие вы лично для себя сделали на этом поприще?

- Когда-то, в конце 30-х, моя семья была сослана за религиозные убеждения. По рассказам бабушки знаю, как было страшно жить в то время, и, конечно, охраняли их службы, схожие с теми, с которыми я сегодня взаимодействую. Наверное, это для меня такое испытание, чтобы сердце отпустило обиду, примирилось. Из 14 человек моей семьи вернулось только трое…

- Были ли у вас личные контакты с осужденными?

- Да и не единожды. Например, вспомнился такой случай. Человек, осужденный пожизненно, попросил Библию. Я приехал в это учреждение, пообщался с ним через решетку, передал Священное Писание. Взяв книгу в руки, тут же расцеловал ее, а потом написал мне благодарное письмо, некоторые строчки которого были расплывшимися от слез.

- Вы увидели в нем человека?

- Я, прежде всего, увидел каявшегося грешника и то, с какой радостью он держал Священное Писание… Ни до, ни после этого ничего подобного больше не видел. Думаю, ради этого и стоит служить.

Мнение представителя Государственной пенитенциарной службы Украины

И.В. Андрушко

Игорь Васильевич Андрушко, начальник управления социально-психологической работы с осужденными:

- Слава Богу, Украина все же исконно православное государство, поэтому  традиционно продолжаем взаимодействовать преимущественно с православными священниками.  Как я уже озвучивал на конференции, в соотношении на 4  молитвенных помещений  различных конфессий приходится 73 православных храма. Там, где нет еще храма, есть православная комната. Обычно с нее все и начинается. На церковные праздники приезжают представители разных конфессий, но наши традиционные большие православные праздники такие, как  Крещение, Рождество, Благовещение, Пасха отмечаются большинством осужденных, с большим размахом. К ним готовятся, их ждут и, конечно, заключенные получают подарки, которые преподносятся в эти дни  - от крашенок, куличей и до бытовых принадлежностей – все это скрашивает   пребывание в местах лишения свободы.  Уверен, что сотрудничество будет в  дальнейшем только развиваться. Причем не только с представителями православных церквей, но и других конфессий. Очень важно, чтобы человек, преступивший закон,  задумался о своей жизни, о прошлом и будущем, чтобы сделал переоценку жизненных ценностей. Религиозные организации, православные, прежде всего, наши партнеры, и цель у нас одна, и вместе мы успешнее справимся с поставленной задачей.

В Лукьяновской тюрьме

Участники конференции посетили также Лукьяновскую тюрьму (Лукьяновский следственный изолятор), православный храм на его территории. Осмотрели камеры подследственных женского отделения и спальные помещения осужденных мужчин, отбывающих наказание в СИЗО в качестве обслуживающего персонала – работников кухни, технических специалистов, уборщиков  и др.

Побывали и в прогулочных   боксах, куда выводят мамаш, родивших уже в тюрьме.

Характерная деталь: практически  у каждого спального места заключенных – православные иконы, молитвословы, православная литература.
Покидая тюремный замок - это место скорби, печали и надежд - хотелось верить, что его обитатели  найдут утешение в Боге, Который поможет им исправить свою жизнь.

Сергей Герук

Фото автора

 

Социальные комментарии Cackle