Кто попадет на Страшный суд?

Страшный суд  это не фильм ужасов, объясняет епископ Сильвестр (Стойчев).

В. Васнецов. Страшный суд (фрагмент)

– Каков смысл Недели о Страшном суде и подготовительных Недель перед Великим постом?

– Сейчас, согласно православной богослужебной традиции, идет подготовка к Великому посту. Это время символизирует напоминание об образе благочестия: в Неделю о мытаре и фарисее и в Неделю о блудном сыне важно задуматься о том, что нужно избегать и как следует себя вести; в следующие 2 подготовительные Недели – о фундаментальных событиях Священной истории. Собственно говоря, человеческая история началась с момента изгнания из рая и закончится Страшным судом. В подготовительные недели эти события вспоминаются в обратном порядке – сначала о Страшном суде, а потом об изгнании из рая.    

Страшный суд – напоминание о том, что дела и слова каждого человека будут рассмотрены и на этом основании будет вынесено заключение. В творениях святых отцов очень часто встречаются наставления о том, что нужно помнить о Страшном суде. Именно это нас будет удерживать от согрешения. Человек очень часто воспринимает жизнь как отрезок времени, который нужно наполнить удовольствием, наслаждением, карьерным ростом, какими-то утехами. Надо подобные мысли отгонять, что сделать непросто. Поэтому напоминание о Страшном суде – это не воспоминание о каком-то фильме ужасов, после которого страшно, это напоминание каждому о том, что жить нужно праведно.

Многие критики христианства говорили, что Церковь запугала людей Страшным судом и они то-то делают или то-то не делают из чувства страха, которым Церковь, в свою очередь, пользуется.

– Да, так писали и пишут разные атеисты, и не только советские, но и современные. Страшный суд – это не только моральная установка: «Помни об этом – и не согрешишь». Это также напоминание о том, что в человеческой истории есть начало и есть конец. Вопрос даже не в том, что есть Страшный суд, а, скорее, в том, что вся человеческая деятельность в конечном итоге будет рассматриваться с точки зрения вечности. Человек должен осознавать не только то, что ему надо остановиться и что-то не делать, т. к. придется за все ответить, но и то, что последствия содеянного отразятся не только на его деятельности, но и на истории, на том социуме, в котором он живет, на его семье, на его потомках. Современные люди очень часто теряют ощущение себя как части чего-то: «Это мое личное дело, мой личный грех, я сам с этим справлюсь, я за него сам отвечу и т. д.».

В. Васнецов. Страшный суд (фрагмент)

А как правильно относиться к себе и собственным грехам?

– Всегда есть последствия наших дел, что сказывается также на ходе человеческой истории. На определенном этапе у историков был подход рассматривать историю как жизнь великих, замечательных людей. Этакая череда героев, великих полководцев, правителей, ученых. Но в истории были не только великие философы, великие полководцы и т. д., но и миллиарды обычных людей. Именно они своими маленькими поступками, иногда незаметными, творят историю. Все великие диктаторы, полководцы, идеологи, правители в той или иной мере зависят от поддержки, признания, поступков этих «маленьких» людей. Поэтому каждый человек должен понимать, что он и его дела влияют на ход человеческой истории.

Страшный суд – это напоминание о том, что нас будут судить не просто за наши поступки, но с учетом их последствий, которые оказали положительное или, наоборот, пагубное влияние на ход общечеловеческой истории. Человек должен понимать, что вопрос не в страхе, а в ощущении себя клеточкой большого организма. У одного из святых отцов есть интересное рассуждение о том, как грех одного оказывает влияние на других. Казалось бы, никак влиять не должен. Но представьте, что у человека загноился палец. Можно ли утверждать, что заразилось все тело?    

– Формально – нет, но боль причиняет дискомфорт всему организму.

– Вот именно! Болезнь одного пальца сказывается на всем нашем состоянии. Примерно так же происходит с делами человека, которому кажется, что это только его болезнь, но на самом деле он вносит дисгармонию в ритм всей жизни такого социального организма, в котором находится. Как только люди поймут, что их поступки отображаются на социальной структуре, к которой они принадлежат, тогда начнут задумываться и менять свою жизнь. На Страшном суде каждый ответит и за слова свои, и за мысли, и за поступки, потому что вред или польза от дел людских идет далеко за пределы индивидуальной жизни и желаний.

Как достичь «хеппи-энда» – положительного ответа на Страшном суде?

– Если кратко: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», словами Амвросия Оптинского.

«Помни день смертный и вовек не согрешишь». Память смертная предполагает, что человек помнит о конце жизни, но не страшится этого. Как говорит Силуан Афонский: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Неделя о Страшном суде напоминает нам о конце человеческой истории, о том, что есть альфа и омега – начало и конец. Вспомним классическую литературу. Достоевского. В чем искушение великого инквизитора? Почему он стал таким? Один из исследователей пишет, что земной процесс слишком понравился великому инквизитору. Он так полюбил борьбу за Христа, отсеивание идеалов, что конец этой борьбы для него стал бессмысленным, ужасным, ненужным…

Мы, христиане, должны помнить, что нам не надо мечтать о победах и строить Царствие Небесное здесь, на земле. При любых обстоятельствах мы должны быть верными христианским идеалам, свидетельствовать о них. Неделя о Страшном суде каждый год напоминает нам об этом. Конец истории вершить не нам, а Богу, но Церковь и мы, ее члены, должны сделать все, чтобы к Страшному суду пришло как можно больше людей, сохранивших свою веру и живших согласно заповедям Христа.

Беседовала Наталья Горошкова

Социальные комментарии Cackle