Радоница – это диалог с усопшими
Звучат великие слова Канона Пасхи: «Ны́не вся испо́лнишася све́та, не́бо же и земля́ и преиспо́дняя: да пра́зднует у́бо вся тварь воста́ние Христо́во, в Не́мже утвержда́ется» (первый тропарь третьей песни).
Когда преподобный Иоанн Дамаскин прочитал эти слова своему другу и ученику преподобному Косме Маиумскому, то последний чрезвычайно изумился, поразился и сказал: «И ты, брат Иоанн, в этих трех об-ял все мироздание и ничего не упустил из внешнего. Итак, я побежден и признаю свое поражение. Поэтому пусть твоему канону принадлежит первенство и превосходство и пусть он поется народом в церквах Христовых, а мой пусть остается в тайне и во тьме, как недостойный света и из-за его смысла, и из-за печального и плачевного гласа, которым он составлен и который никоим образом не соответствует блистательнейшему и радующему мир Воскресению Христову».
Весь мир в эти великие и святые дни Пасхи наполнился светом Воскресшего Христа. Весь мир без исключения: небо, земля и ад. И вот пришло время, когда вся вселенная объединятся вокруг праздников Праздника и Торжества из торжеств и вопиет: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».
И вот пришло время, когда мы похристосовались друг с другом, обняли друг друга, как поется в стихирах Пасхи «Воскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рцем бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в».
Пришло время, когда мы встали перед лицом вечности, перед лицом наших дорогих усопших, которые находится, кто в аду, кто в раю; встали перед лицом Небесной Церкви и «рцем, братие»: «Па́сха кра́сная, Па́сха, Госпо́дня Па́сха! Па́сха всечестна́я нам возсия́. Па́сха, ра́достию друг дру́га обы́мем. О Па́сха! Избавле́ние ско́рби, и́бо из гро́ба днесь, я́ко от черто́га возсия́в Христо́с, жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: пропове́дите апо́столом», как тоже поется в стихирах Пасхи.
Мы говорим нашим усопшим о том, что Пасха Красная избавила их и нас от скорби, потому что из гроба, как от чертога возсиял Христос. И вместо скорби теперь радость в Единой Церкви Небесной и Земной. Радость на земле! Радость на небе! Радость в преисподней!.
Самое главное наше сегодняшнее послание нашим усопшим. Эта уникальность Пасхальной Радоницы перед остальными поминальными богослужениями Мясопустной, великопостных, Троицкой, Димитриевской поминальных суббот. В них мы испрашиваем прощения грехов для наших усопших и учинения их в раю. Это же мы делаем и на Радоницу. Но все равно это уходит на второй план. А главный посыл – «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». Вот что мы возглашаем нашим любимым сродникам и, вообще всем усопшим православным христианам!
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Ждем жизни с вами. Ждем встречи с вами. Мы с вами еще увидимся и, дай Бог, чтобы навечно мы жили купно в раю, в новом Горнем Граде Иерусалиме пред Лицем Святой Троицы Отца и Сына и Святого Духа в вечной непрекращающейся Пасхе – в неистощимой всеблаженнейшей пасхальной радости! Мы ждем встречи с вами, любимые наши и встречи с Воскресшим Христом!
И как когда-то братия Киево-Печерской Лавры воскликнула в пещерах усопшим преподобным «Христос Воскресе!», то услышала в ответ из их уст: «Воистину Воскресе»!.
Так и мы посылаем вам в вечность пасхальное возглашение и слышим ваш ответ.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Протоиерей Андрей Чиженко
Опубликовано: Tue, 14/05/2024 - 12:39