Совершенная молитва – удел совершенных людей

Совершенная молитва – та, которая не зависит от человека, его воли и желания.

Совершенная молитва – это самодвижная молитва, когда мы молимся не словами и умом, но сама душа приобретает некую независимость в богообщении, способность непрерывно поддерживать связь с горним миром. 

Совершенная молитва – удел совершенных людей. Достичь самодвижной молитвы мирянин не может, так как она превышает предел его духовных возможностей. Только избрав узкий путь подвижничества и заглушив в сердце все страсти, человек может получить от Бога этот дар. О том, что такое самодвижная молитва, мы узнаём уже не из своего опыта, а из житий монахов-аскетов. Но жития приоткрывают лишь вершину молитвенного делания подвижников, ведь мы никогда не узнаем, как по-настоящему общались с Господом преподобные отцы в затворе своей души.

Вместе с самодвижной молитвой начинается вторая стадия духовной жизни – приобретение добродетелей. Если до этого вся духовная борьба и молитвенное делание были направлены на умерщвление страстей, то теперь наступает время возрождения души. «Рост в полную меру одной добродетели влечет за собой возрастание в ту же меру и прочих, ибо добродетели все одного естества и составляют одну единую душу», – пишет архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). И вслед за всеми святыми отцами он называет родоначальницей добродетелей смирение. Конечно, зачатки добродетелей могут образовываться и у истоков духовной жизни, но здесь они укрепляются и стремительно идут в рост.
Самодвижная молитва приносит ещё один плод – богопознание. В богопознании святые отцы видят одну из целей духовной жизни. «Добрая жизнь располагает к познанию Бога, а богопознание служит охраной жизни», – считает святитель Иоанн Златоуст. Ведение Бога – «это дар великий, награда, ни с чем не сравнимая. Это то, что можно созерцать и вкушать лишь истинно духовным вниманием. Вот почему это не может быть даровано ранее, в деятельный период, когда человек пребывает ещё в состоянии ветхом», – утверждает владыка Антоний.

Рассмотрев эту сторону духовной жизни, мы начинаем понимать, почему среди известных духовников встречаются прозорливые старцы. Получив дар самодвижной молитвы, они стали преемниками ещё одного дара – богопознания. В награду за самоотверженный труд в борьбе с дьяволом они получили возможность узнавать волю Божию и свидетельствовать о ней другим людям. Таких подвижников очень мало, но они есть. Эти подвижники часто скрываются от людей, но благодаря их молитвам мы ещё не стёрты с лица земли за многие наши беззакония.

Самодвижная молитва – один из начальных признаков святости. Но для святого человека такая молитва далеко не финиш духовного возрастания, а лишь подготовка к совершеннейшему – созерцательному молению.

Мы достигли молитвенного Олимпа. От словесной молитвы, простой и доступной каждому, подвижник взлетает в недоступный обывателю духовный космос, обретая умно-сердечную чистую, а затем и созерцательную молитву. Свидетели, встречавшие таких молитвенников, указывают на их возвышенный облик, пребывающий в умилении и отрешённости от всего земного.

Чистая молитва в святоотеческих творениях ещё называется «непарительной». Архиепископ Антоний с осторожностью подходит к описанию завершающих стадий «умного делания», учитывая их сакральность. «При созерцательной жизни, в молитве чистой человеку становится доступным предвидение дальнейших степеней совершенства, которые возможно обрести на высших уровнях духовной жизни после вхождения в молитву зрительную», – пишет он. «Ум при созерцательной жизни восходит от совершенства к совершенству, все добродетели возрастают до полноты своей, просвещаясь от доброт Божьих, питаясь духовной пищей Духа Божья с трапезы Отца Небесного, человек вселяется умом в обители Неба, проходя различные степени истинного ведения, посещая одну за одной все более светлые обители Небесного Отца», – утверждает владыка Антоний.

Но, наравне с благодатью непарительной молитвы, Бог попускает молящемуся претерпеть различные скорби. Из духовного опыта подвижников известно, что эти скорби отнюдь не такие, с какими мы сталкиваемся в повседневной жизни. Что именно переживает в этот момент молитвенник, для нас покрыто завесой тайны. Известно лишь то, что в таком человеке, по слову владыки Антония, «любовь к Богу и ближнему приходит в меру неудержимую, ум горит, пламенея любовью».

Главная цель и итог личной молитвы – созерцание Бога. В аскетике зрительная молитва называется «девством духа». Понять и достигнуть её может даже не каждый святой человек, а лишь тот, кто стал одарённым этой добродетелью свыше. «В молитве зрительной ум непосредственно зрит Бога, постигает все дела домостроительства Божьего, начиная с Божественного совета о сотворении человека и кончая вторым пришествием Христовым и Страшным Судом, простирается на разумение великих Божественных тайн», – указывает архиепископ Антоний. Созерцательная молитва – это молитва пророков, знающих и возвещающих судьбы Божии.

Николай Волошин

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle