Рига нацелилась сменить руководство Латвийской Православной Церкви − эксперт

Даже в Украине не пошли на то, чтобы объявить автокефалию указом Президента, пишет Станислав Стремидловский.

Власти Латвии нацелились на проведение насильственных кадровых изменений в руководстве Латвийской Православной Церкви в составе Московского Патриархата. К такому выводу пришел эксперт Информационного агентства REX Станислав Стремидловский, анализируя в статье от 12 сентября 2022 года последние решения и законодательные инициативы латвийского руководства в отношении Церкви.

В частности, в одобренном депутатами Сейма законопроекте, который был внесен Президентом Латвии Эгилсом Левитсом, говорится о необходимости изменения статуса ЛПЦ, чтобы «исключить любую власть Московского Патриархата над Латвийской Церковью».

«В данном случае светские власти Латвии хотят контролировать кадровый процесс в Латвийской Православной Церкви и после того, как она по их решению будет обладать "полной независимостью" от Русской Православной Церкви. Это выглядит явно избыточной мерой», − убежден Стремидловский. 

Сравнивая ситуацию с Украиной, он отметил, что даже Порошенко в бытность главой государства не пошел на то, чтобы законами или нормативными актами требовать от существующих Церквей согласовывать с властями избрание епископов и назначение их в синодальные структуры и епархии. «Автокефальный статус ПЦУ получали благодаря томосу Константинопольского Патриарха Варфоломея, а не президентского указа», − подчеркнул эксперт.

Как отмечается в статье, местные власти создали «парадоксальную ситуацию», когда Латвийской Церкви придется в вопросах назначения кандидатур епископата руководствоваться мнением не материнской Русской Православной Церкви, но канцелярии Президента. 

«Светскому парламенту предлагается взять на себя решение внутренних вопросов церковного устройства Православия в стране, − цитирует Стремидловский патриаршего советника протоиерея Николая Балашова. − Как все это соотносится с тем фактом, что 99-я статья конституции Латвийской Республики доныне гласит: "Церковь отделена от государства"? С международными актами о правах человека, которые подписывала Латвия? А никак». 

Атмосферу правового нигилизма, созданную указанным законопроектом, признают даже сторонники автокефалии. На своих сайтах они отмечают, что инициатива Президента, с одной стороны, является логичной попыткой вывести ЛПЦ из-под влияния Московского Патриархата, но, с другой − это «вмешательство во внутренние дела Церкви».

По словам профессора теологического факультета Латвийского университета Валдиса Тераудкалнса, деятельность Православной Церкви не может регулироваться законодательными изменениями. «Мы не можем изменить мышление и традиции людей с помощью каких-то указов, это очень, очень по-советски», − заявил Тераудкалнс.

Как резюмирует Стремидловский, «в ближайшее время руководство ЛПЦ и ее глава митрополит Рижский Александр столкнутся с давлением со стороны светских властей, которые будут требовать от епископата публично одобрить президентский закон и обратиться к Патриарху Кириллу с просьбой предоставить Латвийской Православной Церкви автокефалию». В противном случае митрополита Александра могут обвинить в «угрозе национальной безопасности» страны, считает эксперт.

В то же время, по его мнению, сложившуюся ситуацию Москва может обернуть в свою пользу, признав ЛПЦ «порабощенной Церковью, преследуемой рижским режимом». 

Как сообщалось ранее, Сейм Латвии на заседании 8 сентября 2022 года утвердил в окончательном чтении поправки к Закону о Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ), предложенные Президентом страны Эгилсом Левитсом.

Социальные комментарии Cackle