Другое благовестие митрополита Элпидофора
Гламурная светская хроника нечасто уделяет внимание Православной Церкви, но на этот раз событие того стоило. Митрополит Элпидофор, второе лицо в константинопольском патриархате и наиболее вероятный преемник Патриарха Варфоломея, торжественно крестил детей однополой пары, полученных путем суррогатного материнства.
Счастливые «родители» — Эвангелос Бусос и Петер Дундас, двое американцев греческого происхождения, являются людьми известными в мире моды и настолько гордыми и демонстративными гомосексуалистами, насколько это вообще возможно. Крестными родителями стали родственники и друзья пары.
Тут стоит сделать некоторые разъяснения относительно смысла Крещения детей. Церковь крестит младенцев верующих родителей, следуя примеру, который мы находим в Деяниях Апостольских — например, об обращении темничного стража сказано «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его» (Деян.16:33) «все его», очевидно, включали в себя детей — иначе это бы как-то уточнялось, и традиция младенческого Крещения существует в Церкви с древнейших времен, так что первые попытки ее оспорить появляются только во время реформации XVI века.
При этом крещение «домашних» совершилось после обращения главы дома — то есть детей крестят как членов христианской семьи, имея основания надеяться, что они будут воспитаны в православной вере.
Крещение не является магическим актом, который, как полагают люди суеверные, защищал бы от сглаза и порчи. Оно совершается в контексте христианской веры взрослых — родителей и восприемников.
Поэтому отказ в совершении Крещения — это не отказ ребенку, который, разумеется, никак не виноват в обстоятельствах своего рождения и в том, в руки каких людей он попал. Это констатация того факта, что у нас (пока) нет оснований рассчитывать на то, что он будет воспитан в вере.
Конечно, в ситуации, когда православная Церковь является «Церковью большинства», не всегда понятно, имеем ли мы дело с искренним обращением ко Христу или просто с желанием последовать национальной традиции. Преподание Крещения часто становиться возможностью разъяснить родителям и восприемникам основы веры, в которой они крещены, но не наставлены.
Не всегда ясно, когда надо, преподав такое наставление, крестить ребенка, а когда следует отказать, обратив внимание на то, что пока, увы, христианской семьи, которая могла бы воспитать младенца в вере, не существует (хотя это и дело принципиально поправимое).
Некоторые случаи могут вызывать споры среди православных — что это было, пастырское попечение, которое всегда надеется на лучшее, или профанация Таинства.
Но случай, который мы рассматриваем, не относится к категории спорных. То, что было демонстративно и на камеры сделано одним из высших иерархов Константинополя — это открытое заявление определенной позиции.
Как пишет брат Эвангелоса, Джордж Бусис,
«Вчера был действительно особенный момент не только для меня и моей семьи, но и для всей нашей Греческой Православной Церкви… Спасибо нашему великому духовному лидеру, Его Высокопреосвященству Архиепископу Американскому Элпидофору, за крещение младенцев и за то, что не отверг ни одного ребенка... Этот тот прогресс и то руководство, которое нужно нам в нашей Церкви, где ни один человек не должен быть лишен нашего Господа из-за того, кто он такой, или как он решает проводить свою жизнь, или кого он любит»
Подчеркнем еще раз — отказ в Крещении относился бы не к детям (которые, разумеется, ни в чем не виноваты), а к взрослым, которые демонстративно и напоказ попирают заповеди Божии, и, таким образом, едва ли подают надежду на то, что воспитают детей в благочестии.
Но риторика Джорджа Бусиса характерна и хорошо нам знакома — и является очевидно ложной. Разумеется, для ваших отношений с Богом и Церковью имеет значение, как вы решаете проводить свою жизнь — в благочестии или в нечестии. Разумеется, очень важно, кого вы «любите» — законную супругу или экскортниц. Или, тем более, модного модельера. Слово Божие имеет совершенно ясные указания в отношении того, как нам следует проводить нашу жизнь.
Как пишет святой Апостол Павел,
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9,10)
При этом, разумеется, для каждого открыт путь покаяния и спасения; как говорит Апостол в следующем стихе,
«И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». (1Кор.6:11)
Обращение ко Христу предполагает, со стороны человека, искреннее намерение покориться Его заповедям; разумеется, обращенному предстоит еще долгая борьба с грехом, все мы спотыкаемся и падаем — но гордое, упорное и демонстративное пребывание во грехе несовместимо с правой верой.
Возможно, Джордж Бусос со товарищи этого не знают; в таком случае, пастырским долгом митрополита Элпидофора было бы его наставить. Он именно на это и рукоположен, чтобы проповедовать людям слово Божие.
Но увы — митрополит Элпидофор проповедует нечто другое, и совершенно сознательно подает сигнал — верхушка Константинопольского патриархата отправляется в тот же путь, которым уже прошли ряд протестантских общин, таких как, например, Епископальная Церковь США, где все требования либерального мира исполнены в самом полном объеме.
Правда, это сообщество вынуждено распродавать свои здания под кафе и магазины — «прогрессивная общественность» как не ходила, так и не ходит, а верующие люди уходят туда, где все еще чтут Писание.
Такая эволюция была предсказуема — Константинопольский Патриархат тесно аффилирован с Демократической Партией США, а для нее ЛГБТК+ — это такая же обязательная идеология, как Марксизм-Ленинизм для КПСС.
Митрополит Элпидофор был (и остается) одним из главных идеологов власти Константинополя над всем православным миром. Известный текст Primus sine Paribus (первый без равных), где обосновываются властные притязания фанара, принадлежит именно ему.
Возможно, кто-то находил эти притязания убедительными. Но теперь им стоит задуматься над тем, кто именно с такими притязаниями выступает. Отнюдь не адамант веры и благочестия, а человек, демонстрирующий свою лояльность совершенно определенной идеологии, с правой верой несовместимой.
Его поступок — это, с одной стороны, подмигивание «своим» — «я ваш, всем сердцем ваш, только опасение перед фундаменталистами не дают мне выражаться яснее», с другой — прощупывание реакции тех самых «фундаменталистов». Будет резкая реакция со стороны верных, прежде всего, в самом константинопольском патриархате — Элпидофор осторожно отступит, ожидая более благоприятного момента. Не будет — предпримет следующие шаги в том же направлении.
Сергей Худиев