Великая Суббота – антипод Пятницы и последние размышления перед Воскресением

Великая Суббота – день, когда все творение замирает в ожидании самого большого чуда.

Страстные Евангелия уже прочитаны, внутреннее напряжение от сопереживания Страстям Христовым потихоньку перерастает в небольшую усталость, и каждое христианское сердце предчувствует приближение Воскресения Христова. Великая Суббота действительно становится днем покоя. Не земле во Гробе Тело Спасителя мирно почивает, тогда как в аду происходят «тектонические сдвиги», образом которых в иконописи является изображение разлетающихся в стороны замков и ключей. Это именно их мы видим на иконе Воскресения Христа, где Он за руки выводит из преисподней наших прародителей Адаму и Еву. В собственном царстве дьявол не хозяин, его твердыня разрушена, а уловленные души, услышавшие проповедь Спасителя, вместе с праведниками идут за Ним в открывшееся Царство Небесное. Взирая на плащаницу, где Тело Христово излучает мир и спокойствие мы тихонько радуемся, потому что понимаем, что за этим внешним «бездействием» скрывается победа Спасителя над силами зла, ничем не способными Ему противостоять. «Погребение Спасителя нашего празднуем мы сегодня, – восклицает свт. Амфилохий Иконийский, – Он в преисподней освобождает мертвецов от уз смерти, светом исполняя ад, и пробуждает от сна усопших. Мы ликуем на земле, представляя Его воскресение, и не боимся, что тление победит нетление».

Подвиг Христа продолжается. Сначала Сын Божий с Неба нисходит на землю, а теперь опускается еще дальше – в преисподнюю. Творец стал среди творения, Владыка Вселенной – среди рабов, Жизнь – среди смертных. Теперь же Бог становится среди мертвых, Невинный – среди виновных, Свет – среди сидящих во тьме, Освободитель – среди пленных, пребывающий выше Небес – в аду. Как видим, между Великой Пятницей и Субботой есть противопоставления – даже наши чувства говорят об этом. Христос на Кресте омыл Своею Кровью человеческие грехи, Искупление совершилось, потому Он и действует по разному. Эти противопоставления в своем слове хорошо отобразил свт. Епифаний Кипрский: «Вчера являл Он дела строительства, а ныне – дела владычества; вчера дела немощи, а ныне дела всемогущества; вчера дела человечества, а ныне дела Божества; вчера Он был заушаем по ланитам, а ныне сиянием Божества потрясает жилище адское; вчера был связуем, а ныне Сам связует тирана неразрешимыми узами; вчера был осуждаем, а ныне дарует свободу осужденным; вчера над Ним насмехались слуги Пилатовы, а ныне, увидев Его, привратники адовы задрожали от страха».

Свт. Феофан Затворник говорит, что неверие и злоба человеческие положили надпись на Кресте, тогда как на Гробе никаких надписей не было, но если их делать, то по вере и любви. Он задается вопросом: а что бы в данном случае можно было написать? Ответ состоит из четырех частей.

У главы стоило бы поместить надпись из Псалтири: «В свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс. 39, 8-9), – и добавить к ней упоминание об Агнце, закланном от создания мира (Откр. 13, 8). По мнению святителя под книжным свитком стоит понимать Предвечный Совет Святой Троицы, на котором было решено не только создать лучший из возможных миров, но и предвидено падение человека, а также необходимость его спасения посредством воплощения и Искупительного подвига Сына Божьего. Через Жизнь, с беспредельной полнотой и силой, и Смерть, с беспредельной ценой, человеческая жизнь, скудная сама по себе, в лице Христа, становится бесконечно полной, а смерть, ничтожная сама по себе, в лице Христа – бесконечно ценной.

У ног Спасителя свт. Феофан предлагает написать: «Той твою сотрет главу» (Быт. 3, 15), – понимая здесь победу над дьяволом и разрушение его царства. Но здесь заключается и человеческая победа всякого, кто идет за Христом. Денница со всеми своим прислужниками стали производителями зла и его поддерживателями. Свою злую приманку они подбрасывают в сердце человека, а из уловленных людей составляют дьявольское царство грешников. Слышащие же голос Христов не только приобретают возможность раскаяния, не только получают прощение, но и наполняются силой для сопротивления злу и победы над грехом. «Господь стер главу змия чрез извержение греха из сердца обращающихся к Нему», – в таковых людях уничтожается царство сатаны.

Справа от Христа стоило бы написать: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Тот факт, что Тело Сына Божия лежит во Гробе говорит о грехе, как великом зле, но все же у нас есть возможность избавиться от него, что не может не воодушевлять и подталкивать с дерзновением и надеждой приступать к Господу.

А вот надпись слева: «Вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр 2, 21), – указывает, что, несмотря на совершенный Спасителем подвиг, от нас самих требуются усилия для достижения блаженной вечности. Сладость греха мгновенна, а последствия ужасны, тогда как ценность Царства Небесного, ради которого мы проходим поприще земной жизни – безмерна.

Таковыми пусть будут наши размышления у Гроба Господнего. «Возвратимся теперь к себе и затвердим хорошенько, – пишет свт. Феофан, –  в христианстве, о чем ни начни рассуждать, всегда придешь к одному: покайся и живи по Евангелию, при помощи Божией».

Протоиерей Владимир Долгих

Теги

Социальные комментарии Cackle