Киевское братство, которое в год принимало более 20 000 детей

Речь пойдет о киевском Борисоглебском братстве, существовавшем в первой четверти ХХ века.

Рарушенный храм свв. Бориса и Глеба, при котором действовало братство, на фоне современного Киева. Коллаж Андрея Германа

21 ноября 1901 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие Борисоглебского братства. Инициатором его создания выступил настоятель Борисоглебского храма – священник Михаил Едлинский. Братство было утверждено Митрополитом Киевским и Галицким Феогностом (Лебедевым).

Оно было создано с целью содействия приходской жизни Борисоглебской церкви (откуда и название), её церковным, школьным и нравственным потребностям, а именно: материальная помощь храму, школе, прихожанам храма. Также братство ставило перед собой задачу основать, по мере надобности и поступления денежных средств, новые приходские учреждения, богадельни, приюты для детей, типографию, книжный и иконный склад. Еще одна задача, которую ставило перед собою братство, – улучшение нравственности в приходе путём братских увещаний и советов лицам, заблуждающимся и предавшимся гибельным порокам (пьянству, распутству, тунеядству и т. п.).

Все, кто принадлежал к данному братству, назывались братчиками. Братство состояло из почётных членов (пожертвовавших не менее 100 рублей), пожизненных (пожертвовавших 25 рублей), действительных (жертвовавших ежегодно 1 рубль) и соревнователей (50 копеек). Стоит отметить, что братство имело свою икону и хоругвь, что в свою очередь показывает высокий уровень и организованность. Хоругвь была сооружена из белого атласа, с одной стороны на ней изображены покровители братства, святые страстотерпцы Борис и Глеб с надписью: «Хоругвь Борисо-Глѣбскаго Братства», с другой же видим святого покровителя храма – Иоанна Предтечу, а вверху его надпись из соборного послания апостола Петра: «Братство возлюбите, Бога бойтесь, Царя чтите» (1 Пет. 2:17).

В течение месяца со времени открытия братство имело более 100 членов с капиталом 378 рублей 29 копеек.

Устав братства был выработан еще за два года до его открытия, он был рассмотрен и утвержден Киевским епархиальным начальством. Его признали таким, который подходит для всех подобных учреждений во всей епархии.
Согласно уставу, председателем братства был настоятель Борисоглебского храма – священник Михаил Едлинский.

При братстве существовал Совет из 12 человек. Он собирался несколько раз в месяц под председательством настоятеля прихода. Совет управлял деятельностью братства, на нём обсуждались как общие вопросы, так и частные, принимались надлежащие меры по удовлетворению нравственных и материальных потребностей прихода.

По сути, число членов Совета братства было условным, поскольку собрания Совета были общими и открытыми, проходили они в присутствии не только братчиков, но и посетителей из прихожан. Братские совещания проводились и решения утверждались почти всегда всенародно. Главной причиной соединения собраний братского Совета с общими братскими собраниями было желание посвятить в интересы братства по возможности всех прихожан. Во всех братских собраниях главенствовала цель – пробудить и усилить в членах его и прочих прихожанах благочестивое рвение к своему и своих ближних спасению и развить осознание необходимости взаимного братского, духовного и материального содействия, как и говорится в Священном Писании: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа…» (Деян. 4:32). После каждого собрания Совета создавались протоколы и журналы братства.

На Совете братства обсуждались и решались насущные вопросы о местных нуждах прихода и общества, а именно: о повышении религиозности в народе, о возвращении к вере заблудших и падших, о защите православия от сектантской пропаганды, об исправлении нравов, в особенности о борьбе с пагубным и общераспространенным пороком пьянства, с развратом, незаконными сожитиями и прочее. Обсуждались методы противодействия распространяющимся сектантским лжеучениям, а также гибельным порокам. Было решено каждый вторник проводить миссионерские противосектантские беседы для укрепления религиозности в обществе.

Помимо Совета братства были и годовые торжественные собрания, их проводили один раз в год, подводя итоги годовой деятельности.

Стремясь служить посильно как духовным, так и материальным нуждам ближних, братство обратило внимание на положение детей дошкольного возраста в бедных семьях и пришло к мысли об учреждении для таких детей дневного приюта или детского сада. Детский сад являлся прекрасным дополнением к церковно-приходской школе, состоящей из подготовительного отделения и 1 и 2 классов. Вместе с детским садом число учащихся в этой школе превышало 300 человек. Для управления детским садом было создано особое Братское отделение – «Дамский Комитет по содержанию детского сада».

16 октября 1903 г. торжественно открылся детский сад. Желающих поступить в него было очень много. Для надзора и обучения детей с самого начала была приглашена одна надзирательница, с жалованьем 20 рублей в месяц, а когда количество детей превысило сто, то посчитали необходимым пригласить ей помощницу, с жалованьем 15 рублей в месяц.

Согласно постановлению Дамского Комитета, в приют принимались дети без различия вероисповедания, от 3 до 8 лет, с платою 5 копеек в день. Значительное количество детей было освобождено от обязательного взноса 5 копеек на прокормление ввиду несомненной их бедности, что подтверждалось специальной комиссией Комитета. Всех посещений детей приюта в продолжение года было 22,554; из них платных христиан – 7,419, платных евреев – 4,082; бесплатных русских и евреев – 11,053; среднее посещение – 82 в день.

Порядок жизни детей в саду или приюте был следующий. Дети спешили в сад к 9 часам утра и оставались в нем до 6 часов вечера. По приходе в сад надзирательница и её помощница умывали их, чесали, некоторых одевали в другие платья и на остальных надевали чистые передники. Затем дети собирались в зале на общую молитву. После молитвы они шли в столовую на завтрак, состоящий из чая с булкой. По своему возрасту и развитию ребята делились на две группы. План занятий в той и другой был выработан дамами на заседании, специально посвященном этому предмету. Старшие обучались Закону Божию, чтению, письму, счету, а также заучивали стихи на память. Младшие занимались клеением коробочек, вырезанием картинок, плетением туфель. После занятий, на переменах, дети играли в зале в разные игры. Ровно в 12:30 все дети шли обедать. Обед состоял из двух блюд. После обеда в хорошую погоду дети гуляли во дворе, а в плохую погоду – в зале, затем занимались рукоделием и гимнастикой под наблюдением обеих надзирательниц. В 4 часа был полдник. Остальное время до ухода из приюта (в 6 часов вечера) заполнялось различными развивающими ребят физически играми. Члены Дамского Комитета употребляли со своей стороны все усилия, чтобы внушить детям правила истинной веры и любовь к молитве и труду.

В учебный год детский сад был постоянно открыт и существовал на средства, получаемые от членов, доброжелательных жертвователей и лиц, сочувствующих этому учреждению. Занятия детей заканчивались в мае.
П. Петрушевский так высказывался о Дамском Комитете: «Сколько труда приложено ими к надлежащей постановке приюта и с внешней – материальной стороны, и с внутренней – воспитательной… Детский приют или сад возник буквально из ничего… а между тем в течение года он мог дать значительной части бедных детей даровое приличное содержание и воспитание, не исключая летнее время. Не свидетельствует ли это о богатых способностях нашей интеллигентной женщины к самоотверженной и дружной работе, во имя любви христианской, на пользу бедствующих членов общества, в особенности ни в чем неповинных малолетних детей?»

5 января 1903 года открылась чайная-столовая Борисоглебского братства, она предлагала беднейшему населению прихода за небольшую плату чай и пищу. Братство бесплатно «давало» и духовную пищу, поскольку в просветительных целях было выписано для посетителей чайной шесть духовных журналов и положено основание особой библиотеки для народного чтения. В чайную приобрели свыше 100 книг религиозно-нравственного и исторического содержания.

15 февраля 1904 года братство открыло другое благотворительное учреждение – рабочий дом, на улице Андреевская, 20. Помимо изготовления куличей планировалось завести сапожную и портняжную мастерские, но за отсутствием подходящих рабочих рук этого сделать не удалось. В рабочем доме стабильно получали зарплату смотритель и мастер. Рабочие получали, в зависимости от работоспособности, 10-15 копеек в день, но им предоставлялось питание (утром чай с хлебом, обед из двух блюд и ужин из горячего). В период с 15 февраля по 1 октября 1904 года в доме трудилось 341 человек, причем меньше 9 и больше 16 человек в день не было.

Чтобы понять всю значимость братства, можно посмотреть его состав и гостей, которые посещали торжества. К примеру, в октябре 1913 года состоялось торжественное собрание Дамского Комитета при Борисоглебском братстве, посвященное 10-летию деятельности Комитета, который заботился о детях, о детском саде. На этом собрании присутствовали: председатель Борисоглебского братства и учредитель Детского сада протоиерей М. Е. Едлинский, викарий Киевской епархии – еп. Уманский Димитрий (Вербицкий), наместник Киево-Печерской Лавры – архим. Амвросий (Булгаков), председательница Комитета Е. Г. Кузнецкая, смотрители Киево-Софийского и Киево-Подольского духовных училищ протоиерей Н. М. Клитин и отец Н. А. Шпачинский, управляющий пароходством А. Ф. Лишневский с супругою, Т. К. Лишковский, член братства и Дамского Комитета Ф. Г. Дитятин и другие лица. То есть вся духовная элита, если так можно сказать, была на важных мероприятиях братства.

При Борисоглебском братстве существовало Свято-Николаевское общество трезвости. Названо оно было в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Год основания общества точно неизвестен, первое упоминание о нём датируется 1913 годом. Очевидно, что оно существовало намного раньше.

Работа в сфере борьбы с пьянством велась от начала существования братства. Например, с целью пропаганды трезвого образа жизни, как указано выше, в 1903 году была открыта братская чайная-столовая, которая предлагала пищу не только телесную, но и духовную, так как в столовую были привезены книги нравственного содержания, предполагалось, что в столовой как раз эти люди и будут проводить свое время, чтобы поменьше грешить пьянством.

Свято-Николаевское Общество при Борисоглебском братстве всячески способствовало увеличению приверженцев трезвеннического способа жизни и агитировало вступать в свои ряды. С этой целью оно проводило целый ряд мероприятий, среди которых и паломничества по святым местам.

Точная дата закрытия Борисоглебского братства неизвестна, скорее всего, оно просуществовало до 1917–1918 гг., когда сменилась власть и ее отношение к Церкви. 

Даниил Андреев

Теги

Социальные комментарии Cackle