Отец Михаил Едлинский – непрославленный киевский святой ХХ века

Об одном из киевских новомучеников.

Родился Михаил Емельянович Едлинский 1 августа 1859 года в Могилевской губернии в семье псаломщика. Свое начальное образование Михаил Едлинский получил в Оршанском духовном училище (1871 – 1875), а среднее образование получил в Могилёвской духовной семинарии (1875 – 1881).

В 1881 году успешно поступил в Киевскую Духовную Академию на бюджетной основе. Углублённо изучал богословие и французский язык.

На III курсе подал свое кандидатское сочинение на тему: «Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский и его литературные труды», которое успешно защитил, и по окончании обучения в Академии в 1885 году получил степень кандидата богословия. Это сочинение печаталось в академическом журнале «Труды Киевской Духовной Академии» с 1885 года по 1889 год. На протяжении этих лет его кандидатское сочинение было опубликовано частями в 11-ти журналах. После окончания обучения в КДА продолжал писать свое научное сочинение об преосвященном архиепископе Анатолии, для получения степени магистра богословия. В 1889 году вышло книгой печатное магистерское сочинение М. Едлинского. За этот труд решением Ученого Совета КДА был удостоен Макариевской премии.

По окончании учебы в Академии в 1885 году назначен преподавателем Церковной истории в Киевской Духовной Семинарии, эту должность он занимал до 1907 года, то есть он посвятил преподавательской деятельности в КДС 22 года. В 1907 году оставил преподавание по состоянию здоровья. В период с 1889 по 1891 гг. М. Едлинский преподавал в КДС французский язык. С 1896 года являлся законоучителем Киевского Первого Коммерческого училища.

В 1890 году М. Едлинский успешно защитил своё магистерское сочинение перед Советом КДА, и был удостоен степени магистра богословия.

27 июля 1887 года Михаил Емельянович венчался с Анной Николаевной Козловской. Буквально через год после венчания, Михаил и Анна Едлинские стали счастливыми родителями своей дочери Евгении (1888-1972). Отец Михаила неустанно исполнял слова апостола Павла, где говорится: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Потому что, если в доме нет любви, то на приходе ее точно не будет. У отца Михаила была прекрасная любящая семья, жена Анна Николаевна, шесть дочерей и единственный сын - Георгий, который, как и отец, посвятил свою жизнь на служение Церкви.

28 февраля 1893 года епископом Сильвестром (Малеванским) - Михаил Едлинский рукоположенный в сан иерея и назначен клириком Борисо-Глебской церкви на Подоле и служил здесь до самого закрытия храма, а точнее, до его разрушения советской властью в 1933 г. То есть прослужил в этом храме ровно 40 лет. В 1900 году за преданную и активную церковную деятельность, удостоен сана протоиерея. И ровно через 10 лет в 1910 году получил высшую церковную награду – митру.

После принятия священного сана в 1893 году, отец Михаил Едлинский начал вести активную общественную деятельность, которая выразилась в 1901 году созданием Борисо-Глебского Братства, которое занималось всесторонней благотворительностью. Братство управлялось Советом, состоящим из 12 человек, и его председателем, настоятелем Борисо-Глебского храма протоиереем Михаилом Едлинским. В эти 12 человек Совета Братства, входили - товарищ председателя, церковный староста, секретарь и казначей Братства. Братство было создано с целью содействия приходской жизни Борисо-Глебской церкви, её церковным, школьным и нравственным потребностям, а именно: материальная помощь церкви, школе, прихожанам храма. Также братство ставило перед собой задачу основать новые приходские учреждения, приюты для детей, типографию, книжный и иконный склад. 21 ноября 1901 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Братства.

Также при Борисо-Глебском Братстве существовало Свято-Николаевское общество трезвости. Названо оно было в честь святителя Николая Чудотворца. Отец Михаил считал пьянство первопричиной духовного падения, и поэтому батюшка очень много времени уделял для борьбы с этим грехом. Вот как о батюшке вспоминал его прихожанин Михаил Дубинин: «С приходящими к нему за помощью алкоголиками отец Михаил обыкновенно уединялся в своей молельне дома или в Церкви. Там они вместе становились на колени и усердно молились. ...Сколько матерей с детьми приходили со слезами радости благодарить батюшку за исцеление их мужей-кормильцев от этого греховного недуга». Отец Михаил брал с зависимого алкоголизмом человека обет не пить водки, сначала на протяжении нескольких дней, потом недель, пока этот человек не отвыкал от своей грешной и вредной привычки. С целью пропаганды трезвого образа жизни, в 1903 году была открыта братская чайная-столовая, которая предлагала пищу не только телесную, но и духовную, так как в столовую были привезены книги нравственного содержания, предполагалось, что в столовой как раз эти люди и будут проводить свое время, чтобы поменьше грешить пьянством.

Протоиерей Михаил Едлинский распорядился, чтобы денежные пожертвования для нищих, которые стояли у ворот храма заменили на специальные купоны, которые использовались исключительно в церковной столовой Иоанно-Предтеченского храма. Эти купоны продавались возле свечного ящика (1 рубль = 100 купонов). За эти купоны можно было приобрести в воскресный день кашу, суп или борщ с мясом или постное блюдо. Примечательно, что жертвователи более щедро раздавали купоны, чем наличные деньги.

В 1903 году при Борисо-Глебском Братстве был открыт Дамский Комитет, которому было поручено присматривать за созданным Братством детским садом, который для многих детей стал и детским приютом. В общем за год, всех детей, которые посещали детский сад и приют было около 22 000 человек.

После революции 1917 года, отец Михаил не покидал пределы Киева и всё так же заботился о своих прихожанах. Отец Сергий Сидоров, близкий друг отца Михаила, вспоминал о нем и тех годах так: «Во время многочисленных переворотов у него в семье находили приют все гонимые и отверженные. Он в дни голода сам раздавал беднякам деньги, белье и хлеб». Также он вспоминал, что во время его престольных торжеств в Борисо-Глебском храме, к нему сходились бедняки со всех окрестностях Киева, и как он далее пишет: «здесь можно было встретить утешение и для нищих, и для оборванных татар, цыган, евреев», т. е. для всех национальностей, ведь он не разделял людей ни по социальному статусу, ни по национальности, ни по месту проживания. Отец Михаил был настоящим христианином, и он хорошо помнил слова апостола Павла, что «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14).

Также, отец Сергий Сидоров вспоминал, как 24 мая 1923 году был у отца Михаила на престольном празднике. Отец Сергий был тогда с отцом Александром Глаголевым, и они не могли войти в Борисо-Глебский храм по причине его чрезмерной наполненности прихожанами, и им пришлось ждать выхода крестного хода после ранней литургии.

В 1933 году исполнилось ровно 40 лет священнической хиротонии протоиерея Михаила Едлинского, и ровно 40 лет как он служил в Борисо-Глебском храме. Но, как раз в этот юбилейный 1933 год, безбожная советская власть принимает решение о закрытии Борисо-Глебского храма. И в этому же году, в связи с такими происшествиями, отец Михаил был переведен в Добро-Николаевский храм.

В период с 1933 по 1935 гг. отец Михаил служил в храме Николая Доброго, где настоятелем был его лучший друг прот. Александр Глаголев. В 1935 году этот храм закрывается, и отец Михаил переходит в Набережно-Никольский храм, где и прослужил до своего ареста в 1937 году.

В 1937 году в октябре советская власть арестовала и посадила в тюрьму в ничем не повинного 78-летнего отца Михаила, предъявив ему подозрение по двум статьям – 54-10 и 54-11 УК УССР – «участие в антисоветской организации и контрдеятельности». После этого безбожная власть провела обыск в квартире отца Михаила, где помимо документов прот. М. Едлинского, были изъяты и драгоценные вещи, которые, государство потом приватизирует в свою пользу.

Отцу Михаилу было назначено два допроса, на которых он отрицал все ложные на него показания, отрицал и участие в контрреволюционной организации.

Несмотря на абсурдность обвинения против прот. М. Едлинского, постановлением Тройки при Киевском Облуправлении НКВД УССР Михаил Емельянович Едлинский приговорён к расстрелу. Приговор был исполнен ровно в полночь 17 ноября 1937 года. Скорее всего он был похоронен в общей могиле на территории Быковнянского леса, хотя слово «похоронен», наверное, не подходит. В то время расстрелянных репрессированных просто закапывали всех вместе в одной большой яме.

Как вспоминает внучка Отца Михаила – Лидия Чернышенко, которой на тот момент уже было 20 лет, что сам факт расстрела прот. М. Едлинского, долго скрывали от семьи Едлинских, эта информация была засекречена.

11 января 1938 года Советская власть уничтожила паспорт серии ЭН МО 043755 на имя Едлинского М. Е. Уничтожили паспорт для того, чтобы списать этого человека, показать, что его больше не существует… Но его праведные дела никак не забудутся, как пишет псалмопевец Давид: «В память вечную будет праведник» (Пс. 111:6).

Указом Президиума Верховного Совета СССР 1989 года Михаил Емельянович Едлинский реабилитирован посмертно.

В 1993 году епископ Аляскинский и Ситкинский Григорий (Афонский) (внук отца М. Едлинского), организовывает всех оставшихся в живых родственников протоиерея Михаила Едлинского для того, чтобы почтить его память, поставив крест, возле могилы его супруги Анны Едлинской на Лукьяновском кладбище.

В некоторой литературе можно встретить упоминание о якобы случившейся канонизации отца М. Едлинского в Русской Православной Церковью Заграницей в 1980-х годах. В одной литературе можно найти год канонизации 1981, в другой 1989 год. Однако, в официальном списке новомучеников причисленных к лику святых РПЦЗ, имя протоиерея Михаила Едлинского отсутствует. Все слухи связаны с канонизацией отца М. Едлинского, объясняются тем, что перед тем как РПЦЗ канонизировала в 1981 году сонм новомучеников, был составлен черновой вариант этого списка, так вот в черновом варианте имя протоиерея Михаила Едлинского есть, а в официальный список, почему-то оно не вошло. И с 1981 года многие считают отца Михаила уже причисленным к лику святых, в сети интернет можно даже встретить и икону с изображением отца Михаила, с подписью «священномученик Михаил Киевский». Более того, иконографические изображения присутствуют даже в храмах, например в Александро-Невской церкви в Лейквуде (США). Скорее всего, черновой вариант списка многие восприняли как официальный, в связи с чем и появляется иконографические изображения. Все это происходящее, является недопониманием списков 1981 года.

Таким образом, прот. М. Едлинский еще не канонизирован ни в РПЦЗ, ни в РПЦ, ни в УПЦ. Очень хорошо на эту тему сказала в своей статье об отце Михаиле профессор Ткачук Марина Леонидовна, что несмотря на то, что в некоторых изданиях и СМИ есть ведомости о канонизации М. Едлинского в РПЦЗ или в РПЦ, они не имеют документального подтверждения. И далее она говорит: «У пам’яті численних вірян отець М. Єдлінський залишається в одному ряду із мучениками та сповідниками ХХ ст.». А именно это свидетельство и послужит для дальнейшей канонизации отца Михаила в Украинской Православной Церкви, как это было с ныне священномучеником Александром Глаголевым, лучшим другом отца Михаила.

О святости жизни отца Михаила Едлинского свидетельствуют множество людей, например Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины, который говорил: «Известный киевский подвижник, засвидетельствовавший свою верность Христу и Его Церкви мученической кончиной». А святой и праведный Иоанн Кронштадтский, паломникам из Киева, которые приезжали к нему говорил: «Зачем вы обращаетесь ко мне, когда у вас в Киеве есть великий угодник Божий, мой духовник и друг, отец Михаил Едлинский»

Даниил Андреев

Теги

Опубликовано: Fri, 19/02/2021 - 19:54

Статистика

Всего просмотров 1,541

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle