Стослов духовных созерцаний и пастырских поучений Патриарха Сербского Павла. Часть 1

В этом году исполняется 30 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Сербского Павла, который возглавлял Сербскую Православную Церковь в тяжелейшие для страны годы — с 1990 по 2009-й, до своего упокоения во Христе. В день рождения Святейшего, по благословению епископа  Крушевацкого Давида (Перовича), экстраординарного профессора Православного богословского факультета Белградского университета, начинаем публикацию его работы — «Стослов духовных созерцаний и пастырских поучений Патриарха Сербского Павла».

Пролог

Духовный портрет Патриарха Павла как духовного пастыря и духовного отца возникает из самих его поучений и мыслей, изречений и вдохновенного плетения словес. Вниманию читателей мы представляем его именно в свете тех духовных поучений и мыслей, которые он высказал в период с 2005 по 2008 годы. А произносил он их исключительно для наставления всех тех христиан и людей доброй воли, которые обращались к нему в тот период как к пастырю и духовному старцу.

Епископ  Крушевацкй Давид (Перович)

Дух его поучений и мыслей, изречений и вдохновенного плетения словес — это дух Православного Предания: библейского и литургического, пастырского и святоотеческого, в свете добротолюбия и миссиологии. Фактически, дух всех его слов направлен на то, чтобы пробудить христианскую совесть, распахнуть ее, укрепить и надстроить. Наконец, во всем, что сказал Патриарх Павел, преобладают евангельское благочестие и смирение, человеколюбие и забота о спасении всех людей, воздержание, скромность и трезвение, и постоянная память о Страшном Суде, Божьей справедливости и Царстве Божием.

Пастырствование                                                                                     

1. Пропасть нельзя перепрыгнуть иначе, чем сначала уяснить связь с тем, что есть и что необходимо; начав с вещей таких, каковы они есть, а затем, постепенно, придя к вещам таковым, какими они должны быть.

Когда святой апостол Павел входит в Афины, он не говорит сразу: «Я проповедую вам...», то есть, так, чтобы их, жаждущих, обратить, но он выбирает момент и Ареопаг: для связи, через языческих богов — с Непознанным  Богом. И тогда это не злоупотребление, ни момент, чтобы вмешаться, но его способ открыть им Христа. Мы не должны всегда подходить через Библию, но также и через другие вещи и события в мире. Именно так и говорит апостол: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

Если мы дадим лекарство в слишком большой дозе, его действие будет противоположным желаемому. Если мы обращаем жаждущих против их воли, мы пренебрегаем их личной свободой. Вот почему мы должны выбрать их способ... и в любом случае уступить место Богу. Если земля хорошо вспахана, не беспокойтесь. Если сеять по сорнякам — все будет напрасно. Подготовить почву и посеять. Никому ничего нельзя доказать против его воли. Бог призывает всех нас, но если мы не хотим, не захочет и Он.

Принцип — не участвовать во зле... Таким образом, избегать участия в грехе. Здесь нас всегда поджидает двойная опасность: быть безответным, и тогда всякий тебя обманет, или все взвешивать и ко всему приглядываться, и опять же, не оказаться мудрым. Проблема в том, как научить людей, но прежде всего —  как научить себя.

Также необходимо понять, что мы всегда несем ответственность; ибо мы либо не подумали, либо сказали, либо сделали. У матери блаженного Августина Моники был вспыльчивый муж. Но она говорила с ним в подходящее время. Поэтому важен принцип — прислушиваться, говорить, когда царит мир. Когда перепалка — перетерпеть, а после — предъявить. В противном случае доходит до спора. А когда доходит до спора, доходит и до раскола.

Не быть излишне сердобольным по отношению к детям: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня!». С другой стороны, и строгим быть нельзя; оправдывать их и жалеть, но не так, чтобы это было тебе в ущерб. Поэтому, как можно больше молитв. Опасность какого-то одного отношения в том, чтобы оно не размылось, не остыло, не опало. Мы все связаны: не можем полностью порывать, да и причины для этого нет. 

1а. Утешение. Христианин не верит в смерть. Христос говорит о смерти как о сне — суженном сознании. Святители апостол Павел и Иоанн Златоуст говорят о смерти как о переходе к жизни, чтобы смягчить острие слова «смерть».                                                                                                        

Перевод с сербского Елены Буевич

Продолжение следует

Социальные комментарии Cackle