Как праздновать Вход Господень в Иерусалим в условиях карантина?

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Вход Господень в Иерусалим… Божественный, Царственный Вход. До этого Спаситель воскресил святого Лазаря Четверодневного, который четыре дня был во гробе. Никогда подобного не случалось в истории человечества, чтобы душа вернулась в разлагающийся труп, остановилось гниение и человек в целостности и здоровье вернулся бы к жизни. Конечно, только Господь мог совершить это чудо. Это кульминация, апофеоз чудес и исцелений Господа нашего Иисуса Христа перед Его Пречистыми Страстями.

И вот с этой почти небесной высоты под восклицание «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна (с евр. «спасение») в вышних» (Мф. 21:9) Христос спускается. Он унижается, уничижает Себя ради нас. Он въезжает в Иерусалим, чтобы спуститься на самое дно, взять на Себя ВСЕ наши грехи.

Христос унижает Себя, чтобы послужить нам, потому что Бог любит нас. Спаситель умирает, чтобы даровать нам жизнь.

Вот истинный пример для подражания. Время карантина – это время послужить Богу и ближнему своему. Время смириться, время, чтобы унизить себя.

Как праздновать Вход Господень в Иерусалим в условиях карантина?
Идти, конечно, в храм. Но в храме нужно смирить себя. Нужно понимать, что я должен сделать максимально многое для того, чтобы выполнить рекомендации врачей. Нужно воспринимать их как вериги, как власяницу, которою нас смиряет Бог.

Главное в храме в период карантина, чтобы продолжалось богослужение. Поэтому прерогатива нахождения в храме предоставляется священнослужителям (епископам, священникам и диаконам) и церковнослужителям (пономарям, чтецам, певцам), т. е. тем, без кого служба попросту не совершится. А она должна совершиться! Это главное.
Важно понять, что нахождение в храме более десяти человек грозит административными штрафными санкциями и далее уголовным наказанием ответственных лиц (настоятелей) вплоть до лишения свободы. А ведь еще и храм могут опечатать, и совершенно прекратить богослужение в нем. Это все нужно иметь в виду.

Поэтому не нужно врываться в храмы, занимать места и не сдвигаться с них, несмотря на просьбы церковнослужителей. Следует смирить себя, соблюсти золотую середину. Ведь православие и есть золотой, царский, средний путь. Надо и на службе остаться и сделать так, чтобы храм не закрыли. Как это сделать?

Обычно сейчас при храме поставлены благословленные настоятелем специальные люди, которые следят за порядком.

Это не нововведение в Церкви. Слово «пономарь» (по греч. «парамонарь») обозначает «приставник», «привратник». Изначально это был человек, который следил за церковными дверями, впуская или не впуская туда людей. Такое, к примеру, есть в монастырях Афона. На богослужениях всегда присутствует монах, следящий за порядком. Перед службой он размещает людей в стасидии, во время службы указывает, когда подходить целовать иконы и т. д.

Поэтому, придя в храм, отыщите такого человека. Как правило, он будет в стихаре и скажет, что вам делать дальше. Пономарь или другой церковнослужитель впустит вас в храм ОБЯЗАТЕЛЬНО, даст возможность подать записочки в алтарь и поставить свечи. Но, немного помолившись, если вы видите, что в храме более десяти человек, сделайте усилие над собой. Принесите себя в жертву ради любви к ближнему. Выйдите из храма и проведите остаток службы на церковном дворе. Сейчас большинство храмов стараются оборудовать звуковой аппаратурой, чтобы человек, стоящий на церковном дворе, мог участвовать в богослужении. Стоя во дворе, старайтесь выполнять предписания о том, чтобы дистанция между вами и соседом была не менее двух метров. Опять же, как правило, церковнослужитель расставит людей. Если вы готовились на исповедь и причастие, скажите об этом церковнослужителю, в нужный момент он обязан провести вас и на исповедь, и на причащение Тела и Крови Христовых.  Причастившись, снова выйдите из храма и стойте в церковном дворе.

Окончание богослужений обычно священнослужители стараются провести на улице, чтобы молящиеся в церковном дворе могли их видеть и приложиться к кресту.

Если говорить о дальнейших освящениях ваий (вербы) и благословения пасхальных корзиночек, то все должно быть тоже совершено со смирением, терпением, уважением и любовью друг к другу. Здесь мы ориентируемся на объявления священнослужителей и церковнослужителей. Они нас разобьют на группы, заведут и выведут туда, где батюшка окропит вам приношения.
Только потерпите друг друга. Исполняйте закон Христов – великий закон любви. Помните, что в храме Божием «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что Господь нас смиряет этой великою скорбью. Мы после распада Советского Союза разнежились. Богослужения совершаются по городам и весям. Я хочу – пойду на воскресную службу, а хочу – в постели поваляюсь.

Но так было не всегда. Служили украдкой, служили в полуразрушенных храмах, оцепенев от холода (некоторые священники рассказывали, что губы от мороза к Чаше прилипали!). Служили Литургии в храме, который немцы превратили в конюшни. Священник служит, а в средней части храма лошади стоят. Пробирались в храмы тайком и осторожно тропочками, прячась от милицейских кордонов. Женщины, чтобы причастить детей, прятали ребятишек в подолах платьев. Очень многое было в истории
Церкви. Всякое было пережито.

Вот и нашему поколению выпало понести крест скорбей, крест исповедничества. Так поднимем его, братья и сестры, и понесем без ропота.
В это время Бог открывает нам глубокую мудрость: осознание того, что церковное храмовое богослужение – это величайший дар, величайшая драгоценность. Без него можно погибнуть. Богослужение – наш нерв, наш пульс, наш ток жизни.

Так не будем же оставлять храма и богослужения. Но войдем в церковь не как матрос с гранатой, рванув тельняшку на груди, а смиренно, покаянно, с послушанием, возлюбив Бога и людей, и нежно, трепетно будем миловать ближнего своего.

Войдем, чтобы прикоснуться к великой тайне домостроительства Божия и спасения Им человечества, которая животворно открывается нам в двунадесятом празднике Входа Господня в Иерусалим.

Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних! 

Социальные комментарии Cackle