Записки о Литургии. Часть 2

Эти записки рождались на Литургии, ведь богослужение – это ещё и колоссальный ускоритель мысли, ведущий к высокому философскому осмыслению бытия. Перед вами не богословский трактат, а размышления поэта, стоящего на службе в храме…

Продолжение. Начало здесь.

Литургия являет Церковь тем, что она есть – единством бытия и человечества в Боге. Но каждый живёт этой тайной по мере своего труда, покаяния, радования других и смиренного, восторженного удивления перед всей красотой, которой Бог напоил эту землю.

Пытаться понять Церковь вне литургии, вне Духа Святого всё равно что рассуждать о человеке как о клубке жил, костей и органов, не беря в расчёт его душу, его любовь.

Где найти Церковь? В Духе Святом, в Литургии, в сердцах истинных христиан. Каждое такое касание откроет вселенную как Церковь, как Литургию. Всё бытие участвует в хвалении Бога: животные, рыбы, стихии, камни. И одни только люди не везде и не сразу становятся Церковью, но, лишь избрав Христа центром своей жизни, они живут Троицей через церковные Таинства, которые, по мысли святого Николая Кавасилы, и составляют нашу жизнь во Христе.

Вся вселенная участвует в Церкви, кроме человека, который должен сделать решительный шаг, чтобы быть Божьим.

Церковь есть ещё и жизнь Богом и в Боге, жизнь в Христовой любви, напоённой Духом Святым. Такой человек видит мир как целостность, в его устремлённости к богопричастию. Для такого человека нет случая, но во всём он замечает части грандиозного сюжета, в который Троица связует всё мироздание. Такое зрение даёт приобщённость к Богу, даёт Литургия, где весь мир предстаёт целиком – от первого дня творения до второго пришествия и сияния будущего века, где ни болезни, ни смерти не будет, а только любовь, мир и радость в Духе Святом. И эту тайну будущего века мы сполна теперь пьём со дна евхаристической чаши.

Облик человека тонок, через него просвечивается душа. Так и через молитвы, через слова Литургии в сердца и бытие льётся Дух Святой, льётся Троица.

Литургия открывает любую боль как этап возрастания, но не как вечный фон жизни. И, тем более, не как её завершение. Раз Бог есть, то конец всякой, даже малой истории всякого доброго человека никогда не может оказаться плохим. Посмотрите на Евангелие, и вы увидите торжество доброго человека. Бог и доныне таков и умеет вести людей к радости. Страдания, огорчения, смерть – всё отступает в сторону перед неожиданно приходящей радостью в совершающейся на самом деле сказке – Евангелии. А вход туда и есть Литургия.

Литургия как высокая христианская сказка открывает, что наш мир всегда хороший и добрый, что жить в нём светло и радостно. Каждая мелочь тут чудесна и достойна благодарности, каждый эпизод нашего пути значим, если, конечно, мы идём не дорогой зла. Господь через Литургию каждому даёт милость – быть положительным героем Его истории, быть продолжателем красоты.

Литургия открывает мир как повод для благодарности. Такими же предстают и все жизни наши.

Литургия даёт человеку детскую радость – любить бытие. Да и как его не любить, когда открываешь, что на всём, от ноутбука до цветка, почиет благодать Божья. А потому всё – и ноутбук и цветок – это дар небесный лично для тебя.

Что делает Литургия? Она дарит нам Господа и людей как главное содержание нашей жизни, как нашу вечную радость и вечный рай.

О самых близких, самых дорогих мы не можем говорить отстранённо: «она пошла туда», «он сделал то-то». Мы ощущаем их жизнь как общую со своей и, говоря о них, словно говорим о себе или о боге после Бога.

Христианство – единственная вера, которая через Литургию и молитву делает многих и многих такими единосердечными нам, что мы ощущаем их уже не как друзей или братьев, но как части своего тела. Это и есть общий духовный брак, в котором через Литургию могли бы участвовать всё человечество, вся Православная Церковь. Хотя в реальности единосердечными в Литургии становятся только те, кто понуждает себя жить правильной христианской жизнью, направленной на единение с Богом и всяким встречным человеком.

Литургия делает крепким то, чему тебя учит твой праведный наставник. Она вливает Евангелие в сердце, и человек начинает жить Божественной широтой жизни, видя, насколько невечно и временно зло, которое кажется всевластным непреображенному человеку.

Литургия, приобщая нашу жизнь к Богу, делает её сокровищем, которое радует сердце. Когда видишь, как благодать лучится из каждой клетки бытия, всё становится значимым, интересным и важным. Но, чтоб это видеть, нужно самому быть общником благодати. Именно это и приносит в нашу жизнь Литургия.

Враг-человек является для нас врагом до тех пор, пока мы не дышим воздухом Литургии. Но стоит только вдохнуть его, и обидчик начинает казаться нам симпатичным, мы чувствуем к нему нежность и жалость и желаем ему спасения. Такие изменения благодать производит в открывшемся Богу сердце.

Литургия вручает людей друг другу. В исторической перспективе редко бывает, чтобы в храме (да и вообще) люди были нужны один другому. Но сердце живущего Литургией включает в себя перспективу рая, где все, кому сейчас живущий Литургией не нужен, ощутят себя его братьями. Эта уверенность укрепляет любить людей.

Восхищение и благодарность – вот чувства, которыми наделяет участника Литургия. Восхищение миром и благодарность Небу и людям.

Литургия такова, что её участник не желает грешить. Прежние падения он омывает раскаянием, и Святой Дух делает его душу нежной, а сердце – милующим людей.

Через Литургию я касаюсь всех минувших эпох и стран. Все, кто дорог мне в прошлом: китайские поэты, греческие философы, кельтские воины, исландские хуторяне, – все они включены в любовь Божию, а значит, я могу дотянуться к ним через Литургию.

Когда-то они своими делами или словами способствовали расширению добра на земле. Их добро давало отзвуки в других поколениях (и будет давать до конца времён) и дошло до меня. Их добро стало частью моей души, моей жизни. А теперь я своей любовью послужу им. Моя жизнь станет для них ещё одним оправданием. Все они: Хенгист и Хорса, Вортигерн и Артур, несчастная юная королева, изгнанная супругом из дома, скитальцы Ду Фу и Ли Бо, принцы древней Ирландии, менестрели Прованса и скальды Олафа Толстого – все они находят на земле продолжение в моей жизни. Моё присутствие на Литургии будет причастно к их спасению, как и вообще всякое наше добро будет засчитано Богом тем, кто так сильно и трепетно любим нами.

Литургия даёт пережить бытие и людей как единство. Она соединяет всех, кого любишь, в сердце, в Боге. И пусть не все из них тебя любят, но и к ним протянуты нити единства, и они тоже едины в тебе и в Боге. И ты знаешь, что прямо из твоего сердца они в срок перейдут на Небо, где уже каждый из них будет любить тебя.

Литургическое, постоянное благодарение Бога есть жизнь для сердца. Ангелы на Небе по своей воле, свободно славят Троицу, вольно принося ей всю свою жизнь. Этой жизни как хвале приобщает нас Литургия.

Одна только благодать делает человека человеком. Посмотри на крест Христов  – и ты увидишь цену её. Потому старец Софроний Сахаров и говорит: «Благодать приходит в душу, которая исстрадалась». Но «женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21).

Блаженство является постоянным спутником человека, живущего по Евангелию. Даже в те учительные моменты, когда Господь, чтобы воспитать подвижника, дозволяет боли коснуться его, блаженство подвижника всё равно глубже боли, ибо оно сама суть его жизни.

Блаженства, поющиеся на Литургии, утверждают сердце в двух простых истинах: блаженно жить и блаженно быть человеком, когда живёшь Богом.

Благодать такова, что её не хочется присваивать только себе, но просить Троицу, чтобы то счастье бытия, которое открылось тебе, сполна познали и все, кто любим тобой.

Литургия есть настоящая жизнь души. Она делает Господа фактом нашей личной жизни, нашей судьбы. Она открывает духовный мир как реальность, проницающую мир физической вселенной. Литургия соединяет восприятие бытия в одно целое, возвращая к райскому, Адамову взгляду на вещи. Дух Святой наставляет душу на Литургии, открывая правильное восприятие сущего, сути, Бога.

Литургия открывалась подвижникам как действо вселенской важности, в которую включено всё, кроме греха. Литургия есть непрерывный акт дарения Богом Себя бытию и каждому конкретному человеку. Но она есть и включение нас в вечносущую жизнь Каждого из Лиц Троицы для Других Лиц и вообще для каждой другой существующей личности.

Литургия учит ценить эту землю и благословлять всё, что ты только встретишь на ней.

На Литургии в сердце открывается вдохновение жить.

Жизнь на Литургии открывается как светлое место творчества, преображения и любви.

Литургия позволяет нам дышать сказкой. Дышать воздухом ненапрасности и неслучайности всего, что случается с нами. Как ощутить Божье водительство? Как принять мир как Божий узор, Божью книгу с хорошим концом для добрых? Просто придите на Литургию и дышите там Духом Святым. А Он уже подарит вам видеть всю жизнь как сказку Божию, в которой зло никогда не будет торжествовать.

На Литургии грех, прежде желанный, кажется душе чужим, то есть таким, каков он и должен быть. А благодать уже поможет сохранить это высокое душевное ощущение.

Чем чище, лучше, благодатней человек, тем больше он будет знать обид от людей мирского устроения, каких весьма много и в Церкви. И вынести все эти уколы, язвительность, унижения и оскорбления невозможно без Литургии. И не потому, что она утешает, но потому, что позволяет на всё это взглянуть через Бога, Библию, Промысл, ощутить себя героем великой сказки, которому естественно терпеть трудности на пути к счастливому концу.

Артем Перлик
 

Опубликовано: Mon, 26/08/2019 - 20:10

Статистика

Всего просмотров 744

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle