Андрей Рублев: чистые краски Неба. Елена Александрина

Православие.fm

Имя преподобного Андрея Рублева – одно из самых узнаваемых среди имен русских иконописцев. История оставила мало фактов из его жизни, но сохранила для нас главное – яркое и неповторимое наследие мастера, от которого до сих пор охватывает волнением каждого соприкоснувшегося с ним.

Данных о личности святого иконописца не очень много. Некоторые исследователи его жизни предполагают, что Андрей Рублев происходил из богатой семьи. Об этом говорит само наличие фамилии, что во времена жизни преподобного, а это был XIV век, являлось показателем особой знатности рода. Другие утверждают, что фамилия Рублев могла принадлежать династии ремесленников, занимающихся чеканкой монет.

Жизнь иконописца прежде всего была связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем, где он принял иноческий постриг с именем Андрей (мирское имя его неизвестно). Остались упоминания о том, что Андрей Рублёв был послушником у игумена Никона Радонежского, преемника преподобного Сергия. В то время он изучал Священное Писание, глубоко вникал в творения святых отцов. Пребывание юноши в обители дало непоколебимую духовную основу его творчества. Живописное же мастерство он постигал в Византии и Болгарии.

Некоторое время преподобный Андрей работал вместе с Феофаном Греком – возможно, был его учеником. Об этом говорит летопись 1405 года, свидетельствующая о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и монахом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском Кремле. Его имя в списке стоит последним, то есть он был только начинающим иконописцем. А уже через три года он имел своих учеников. В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и подмастерьями расписывают Успенский собор во Владимире (фрески сохранились частично). Самая значимая работа Рублёва в Успенском – композиция «Страшный Суд».

«Страшный Суд совсем не страшен. Спаситель, Божья Матерь, Иоанн Предтеча, святые апостолы и парящие ангелы – все собрались, чтобы встретить человеческую душу с любовью и всепрощением»

И сегодня всякий входящий в Успенский собор увидит распахнутое над ним светлой голубизны и чистоты небо. Сразу вспоминаются слова из покаянного тропаря, что читается в дни Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Вот оно, вечное мироздание, к которому стремится душа человека всю свою земную жизнь. Страшный Суд, в задумке мастеров, совсем не страшен. Суровые темные лики, мрачные тона уходят в прошлое. Новое поколение иконописцев привносит в росписи праздничные, сияющие изнутри цвета – небесно-лазурный, глубокий терракотовый, изумрудно-зеленый. Спаситель, Божья Матерь, Иоанн Предтеча, святые апостолы и парящие ангелы – все собрались, чтобы встретить человеческую душу с любовью и всепрощением. Смотря на фреску «Страшный Суд» Рублева, понимаешь, что Господь милостив.

Страшный Суд, преп. Андрей Рублев. 1408 г.

Вершина творчества мастера, самое известное и загадочное произведение Андрея Рублева – икона «Троица». Образ написан по мотиву евангельского повествования (сюжет 18-й главы книги Бытия), когда Аврааму явились три ангела. Иконописец отказывается от написания фигур Авраама и его жены Сары, как до этого изображался сюжет иконы, и сосредотачивается на главном – Троице. Три ангела, три ипостаси Бога, Его триединство. Иконописец использует все те же любимые цвета. Небесный светится чистыми всполохами в одежде и ее складках у всех трех фигур. Темно-рубиновый в одеянии центрального ангела служит стержнем всего изображения. От него растекаются бирюзовыми и нежно-молочными цветами облачения ангелов по бокам. Золотой фон скрепляет воедино композицию, центром которой становится чаша.

Троица, преп. Андрей Рублев

«А что ты положишь на этот жертвенный престол?»

Кто-то смотрит на эту икону как на богословский трактат, содержащий в себе загадочную символику, кто-то воспринимает как шедевр иконописи, который еще никому не удалось превзойти, но в большинстве своем она воспринимается как проводник истины и божественного откровения. Как будто Трое в одном Лице пришли, как когда-то к Аврааму, к каждому из нас и спрашивают: «А что ты положишь на этот жертвенный престол?»

Нельзя не упомянуть икону Андрея Рублева «Богоматерь Владимирская». Образ Владимирской Божьей Матери – один из самых ранних и почитаемых святынь на Руси. С него делалось множество списков. Каждый мастер должен был соблюдать иконографию изображения, но всё же вносил в образ частицу своего видения. В написанной Рублевым Владимирской иконе присутствует необычайно тонкая гармония красок. Несмотря на то, что облачение Богородицы глубокого темного цвета, а одежда Богомладенца – нежно золотого, они не контрастируют друг с другом, а только дополняют. Такое сочетание символизирует защищенность хрупкой детской жизни самоотверженной материнской любовью. По-особому прописан лик Божьей Матери. Ее печальный и в тоже время спокойный взгляд устремлен в будущее. Она с самого начала знает, что Ее дитя – Сын Божий. О Его будущих страданиях может и не знать, но помнит слова старца Симеона : «…и Тебе Самой оружие пройдет душу».

Владимирская икона Божией Матери, преп. Андрей Рублев

Монах и иконописец, он выполнил свое предназначение и мирно скончался 17 октября 1428 года в Московском Андрониковом монастыре, где писал свои последние фрески.

 

 Спасо-Андроников монастырь

Всего несколько работ Андрея Рублева дошли до наших дней. Лишь некоторые из них подтверждены документально, остальные относят к его творениям по характерному, присущему именно ему стилю живописи. Казалось бы, так мало… но и так много, что за почти 700 лет не нашлось мастера, подобного ему.

преп. Андрей Рублев с иконой «Троица»

Facebook

Теги

Опубликовано: Mon, 12/08/2019 - 16:36

Статистика

Всего просмотров 422

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle