Батюшка из «Белой гвардии» Михаила Булгакова, или Божий дар священномученика протоиерея Александра Глаголева

Духовный наставник, перед которым  толпа снимает шляпы.

3 апреля нынешнего года состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. На нем были приняты решения о канонизации новых святых. Среди них преподаватели Киевской духовной академии (КДА) – святитель Сильвестр (Малеванский), епископ Каневский;  святитель исповедник Василий (Богдашевский), архиепископ Каневский; священномученик протоиерей Александр (Глаголев).

Подвижники веры прославлены как местночтимые святые Киевской епархии с внесением в Собор святых Киевской духовной академии. Всего собор святых КДА насчитывает 53 святых.

В данной статье мы поговорим о преподавателе Киевской духовной академии священномученике протоиерее Александре Глаголеве.

Отец Александр был совершенно удивительной личностью. Господь щедро одарил его талантами. Он происходил из семьи потомственных дворян Тульской губернии. Родился в семье священника. В 1894 году окончил Тульскую семинарию, а в 1898 году – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1900 году после защиты диссертации «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах» Александр Александрович был удостоен степени магистра богословия и утвержден Святейшим Синодом в звании доцента. В отзыве профессора А. А. Олесницкого говорилось, что магистерская диссертация Глаголева «представляет собой труд, отличающийся богатством содержания, тщательностью и глубиною исследования всех пунктов ветхозаветной ангелологии, основательным знакомством с библиологическою литературою… и может считаться действительным вкладом в нашу богословскую литературу, не имевшую доселе ни одного серьёзного исследования по ангелологии».

Отец Александр был глубоким и талантливым ученым богословом. Владея почти двадцатью языками, Глаголев был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии, принимал участие в издании Православной Богословской энциклопедии, а также сотрудничал в различных церковных журналах. Ему также принадлежат комментарии на 3-ю и 4-ю Книги Царств, Книги Товита, Притчей, Песни Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и на Соборные Послания, написанные для «Толковой Библии», выходившей под редакцией А. П. Лопухина и его преемников.

Но вместе с этим он являлся ревностным духоносным пастырем Церкви. Так, к примеру, батюшка противодействовал усиленно еврейским погромам в Киеве, которые имели место в 1905 году. Современники об этом вспоминают так: «Жестокой осенью 1905 года зуд погромов и убийств снова выплеснул людей на улицы. В разъярённую человеческую массу в полном облачении с крестом и хоругвями в руках вторгается небольшой крестный ход. Возглавляют его настоятели православных храмов Александр Глаголев и Михаил Едлинский. Через Контрактовую площадь и Гостиный ряд крестный ход направляется к еврейским лавчонкам. Они увещевают толпу не заниматься этим злым, нехристианским делом. Кое-кто узнает своих наставников, снимает шапки. Толпа колеблется, редеет, постепенно расходится. И так было не раз».

Священник Сергий Сидоров вспоминает о том, как встретился с отцом Александром Глаголевым во время Гражданской войны в киевском храме Николы Доброго: «В храм вошёл небольшого роста священник с длинными прядями волос, слегка согбенный. Его лицо озарял особый свет. Он как бы ушёл в радость молитвы и мира. Я не разглядел сразу черт его лица, но эта радость тихого мира сразу привлекла меня к нему. Священник подходил к ликам святых и просил у них молитвы. Он, кланяясь ликам, как бы брал у них благословение. Я никогда и ни у кого не видел такого яркого восприятия иного мира, как у него. Мне ясно стало, что в храме всё живо, и образа глянули на меня живыми глазами».

Внучка отца Александра, Магдалина Глаголева-Пальян вспоминала, что «к дедушке в церковь стекалось множество народа из разных районов города, а также приезжих из других мест. Своим умом, чистотой сердца, любовью ко всем, дедушка привлекал самых различных людей. Многие потом шли к нему домой, невзирая на тесноту помещения и неудобный подход к жилищу. В основном приходили за утешениями, за духовной и материальной помощью. Старожилы Киева, прихожане храма Св. Николая Доброго, Зинаида Дмитриевна Янковская, Федорова Евгения Климентьевна и др. вспоминали, как он утешал страждущих, молился за больных, поддерживал павших духом».

Кстати говоря, протоиерей Александр Глаголев был дружен с семьей Булгаковых, ведь отец писателя Михаила Булгакова Афанасий Иванович являлся преподавателем Киевской духовной академии в одно время с отцом Александром. В 1913 году именно батюшка Александр Глаголев венчал Михаила Булгакова и Татиану Лаппа. И хотя наследие Михаила Булгакова довольно неоднозначно с православной точки зрения, все же следует сказать, что Михаил Афанасьевич очень любил отца Александра. Он даже списал с него своего литературного героя в романе «Белая гвардия», оставив, собственно говоря, ему даже имя тоже – отец Александр.

В очередной раз протоиерея Александра Глаголева арестовали 20 октября 1937 года. Он был обвинён в членстве в «фашистской организации церковников». Был вновь заключён в Лукьяновскую тюрьму. По свидетельству другого заключенного, священника Кондрата Кравченко, о. Александр Глаголев допрашивался 18 раз, причём во время ночных допросов его заставляли часами стоять с запрокинутой головой. 25 ноября 1937 года скончался в тюрьме, по официальной версии, «от уремии и сердечной недостаточности». По другой версии, священномученика расстреляли.

Похоронен в общей могиле на Лукьяновском кладбище, на котором спустя много лет родственники поставили ему памятник – крест с аналоем и евангельским текстом «Блаженны изгнании правды ради». На иерейском кресте с тыльной стороны выбиты следующие стихи Священного Писания: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12). Это все, конечно, можно сказать об отце Александре Глаголеве. Он был таким пастырем и, сподобившись мученического венца, молится теперь о нас в Царствии Небесном у Престола Божия.

Священномучениче Александре, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Социальные комментарии Cackle