Василий Великий и его наследие. Часть 2

«Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с которой они делаются».

Отношение к мировым скорбям и катастрофам

Старец Валериан Кречетов: «Сейчас у многих уныние, ощущение, что всё рушится, всё разваливается. Как с этим бороться? Отец Николай Гурьянов, когда ему задавали такой вопрос, говорил, что духовно-то всё укрепляется. Когда я служил в Переделкино, в первый год своего священства, то встретился с одним схимником, не зная даже, кто он. Я спросил его, что нас ожидает. Он сказал: ‟Для тела, для земной жизни впереди – ничего особенного… А для духовной впереди один только светˮ».

Святой Василий в духе отцов видит мир пасхальным, пронизанным Богом и исцеляемым Богом. Жить в этом мире – радостно. Жизнь по своей сути есть рай, и этому не могут помешать никакие обстоятельства.

Святой Василий в толковании на 33-й псалом говорит, что Бог не столько избавляет праведников от неприятностей, сколько делает выше всего приключающегося и даёт на всё смотреть светло, ведь во всяком месте и времени растёт Царство Небесное. Его нужно увидеть. Богу ничто не может помешать преобразить всё, исцелить и исправить.

Таинства

Крещение есть новое рождение. Ему должны предшествовать воспитание и исправление нравов. В крещении мы, умерев плотью, рождаемся духом.

Крещение просвещает душу небесным светом, делает согражданином Ангелов и сыном Божиим по благодати. Чин крещения воспринят из предания. Сам Василий крещён в 26 лет, но выступал за раннее крещение.

Аскетика

Она необходима для всех христиан. Аскет реставрирует в себе образ  Божий.

В монашестве Василий видит не особое христианство, а удобный путь к исполнению заповедей. Именно он настоял на том, чтобы монастыри были общежительными, а не отшельническими, чтобы все монахи постоянно служили друг другу и всем приходящим. Монахи, по мысли Василия, должны заниматься благотворительностью. Благотворение вовсе не противоречит молитвенности, но, напротив, одно всегда помогает другому.  Благотворить – значит иметь множество поводов молиться о несчастии многих людей.

Преодоление греха осуществляется через покаяние, а покаяние через исповедь.

Монахам Василий приписывает удаление от мира. Однако, согласно отцам, можно и в миру жить вне мира, так как мир, по слову Исаака Сирина, есть «совокупность ложных человеческих отношений», то есть страсти и действия по страстям. Бежать от мира означает бежать от мирского устроения. Это должен сделать каждый христианин, и женатый и безбрачный.

Святой Иоанн Лествичник: «Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества»; «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу».

Христос не давал отдельно заповеди для монахов и отдельно для мирян, но ко всем обращён Его призыв стать святыми.

Святой Филарет Московский: «Каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников (1 Тим. 1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».

Отношение святого Василия Великого к браку

Для него брак и девство – два равнозначных пути, целью которых является святость и любовь.

Чувство любви соединяет две жизни в одну.

Христианская семья, по учению святого Василия, должна быть школой добродетелей.

Василий напоминает, что Евангелие равно дано и женатым, и монахам.

Святой Василий Великий: «Разве не для вступивших в брак написано Евангелие».

Христос обращал Свою речь и давал Свои заповеди людям, живущим в мире.

Для супругов пример – Авраам, который всему «предпочёл Бога». И супруги должны всему предпочесть Творца.

Святой Иустин Сербский: «Человек человеку не ради человека, а ради Бога».

Люди в своей жизни всё могут мерить Алтарём, на всё смотреть с точки зрения Неба и ничего не ставить выше Бога. Этот момент важен для отношений всех живущих. Многие православные девушки рассказывали мне, что, страстно влюбившись в человека, они всё отодвигали на второй план, переставали совершать дела помощи и милосердия, в храме думали только о нём, а потом их начинала мучить совесть, что они и Бога ставят ниже мужчины. В результате они разрывали отношения и чувствовали облегчение, так как христианская душа страдает, когда место Бога в ней занимает идол – человек, любимый не в Боге.

В брачном союзе у мужа и жены полное равенство и одинаковые права. Иерархия в семье есть, но жена слушается мужа не по страху, а по любви. Каждый в браке живёт для другого, поэтому иерархия в браке не на авторитете мужа построена, а на том, что он должен являть образ Христа по отношению к жене. Любить жену, как Христос Церковь.

Поэтому, по мысли митрополита Антония Сурожского, если муж не являет образ Христа в своей жизни, то никто не обязан ему никаким послушанием.

Брак может быть частью рая на земле, для супругов – всем раем, но в раю рай – это Христос. Если это будет забыто, то добра не будет. 

Благотворительность

Как-то на лекции я рассказывал о патрологе Василии Кривошеине. Этот удивительный учёный совершенно не был приспособлен к бытовым условиям и всю жизнь посвящал церковным трудам. Когда у него появилась келейница, она заметила, как епископ Василий, кушая сосиски, бросал обвёртки прямо на пол. На замечание келейницы, что так неправильно, он ответил, что не может и не в состоянии поступать по-другому…

Одна добрая студентка, услышав от меня эту историю, впоследствии говорила, что согласна была бы всю жизнь разворачивать сосиски такому человеку, как этот гениальный учёный, и служить ему.

Меня глубоко тронули её слова, в которых звучало святоотеческое желание служения высоте. Эта черта, жажда послужить чему-то более высокому, чем ты сам, была у всех святых. Отличался ею и Василий Великий. Воспринимая каждого нищего и несчастного, как лучшего, чем он сам, святой ощущал недостаточность любой деятельности, если человек не совершает благотворение несчастным и грустным.

Замечено, что Господь всегда быстро и легко помогает тем, кто помог другим. Расскажу такую историю. Муж Лены Р. попал в сложную ситуацию. Его уволили с работы, а новую он никак не мог найти. И рад был устроиться куда угодно по своей строительной профессии, но все отказывали ему. Наконец, он нашел объявление о приеме на неплохую работу с условием наличия собственного инструмента, чего, к сожалению, не было. Лена написала своему знакомому и поделилась огорчением мужа. Знакомый пообещал прислать деньги в подарок, чтобы муж мог купить необходимое и приступить к работе. Вскоре деньги пришли. Лена написала другу благодарность, сообщив, что её маленький сын молился, чтоб Господь послал им деток... Друг ответил, что они ждут пополнение. До этого у них не получалось.

Из всего, что есть на земле, самую большую радость нам может принести помощь другому человеку. Альберт Эйнштейн говорил: «Ценна только та жизнь, которая прожита для людей». Помощь страдающим Бог воспринимает как молитву и скоро отвечает на неё.

Наталья Трауберг приводит такую историю: «Когда мой папа был ранен, я переводила ‟Человек, который был четвергомˮ Честертона. Работа над этой книгой была для меня как бы молитвой за выздоровление папы. Я кончила перевод, и отцу стало лучше».

А святая страстотерпица царица Александра говорила: «Пока жив, можешь употребить жизнь на помощь ближнему. Жизнь – прекрасное дело». Обратим на это внимание. По мысли святой, жизнь ценна именно тем, что каждый из нас живёт для других. Именно тогда мы наиболее полно раскрываемся как личности, ведь и Лица Троицы живут Каждый друг для друга. Бог Отец – Сыном и Духом, Сын – Отцом и Духом, Дух – Отцом и Сыном. И люди только тогда становятся людьми, когда в любви забывают о своих нуждах. По мысли старца Паисия, чем больше мы отдаём себя другим, тем больше места мы очищаем в себе для Христа.

Не нужно думать, что ценны здесь только великие и грандиозные дела. Святой Василий Великий говорит: «Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с которой они делаются». Как-то некий мамин знакомый должен был прийти к нам домой, чтобы мой дядя помог ему настроить компьютер. Они расположились в моей комнате, и, когда я пришел с работы, мне не было места, чтобы отдохнуть. Более того, они разбросали мои вещи и мне потом нужно было всё убрать. Конечно, вначале я внутренне возмутился, но потом стал присматриваться к пришедшему и вдруг заметил, до какой степени тому хочется внимания и понимания. Тогда я, несмотря на усталость, сказал сам себе, что сложу все вещи, только чтобы этот человек был рад. Когда я так решил, мне стало совестно, что я испытывал к нему негативные чувства лишь потому, что он, не зная того, помешал моему отдыху. Я подарил ему свою книгу, и он обрадовался ей. А я был рад, что получилось пожертвовать своим покоем, чтобы доставить радость другому человеку. Ведь добро ценно только тогда, когда мы, совершая его, жертвуем чем-то своим, например, покоем или деньгами.

Одна послушница об этом писала так: «В повседневной жизни, в каких-то незаметных ситуациях, каждую минуту проверка, могу ли я отдать сестре свой апельсин или все-таки лучше сама съем? Пожертвую ли я своим свободным временем, чтобы помочь другой сестре, или нет».

Конечно, такую проверку проходят не только жители монастырей. Необходима она и в семье. Прочность семьи в том, что супруги умеют уступать друг другу.

Бог не требует от нас великого, ведь окружающие нас люди часто не имеют и малой любви, и малой заботы. Помню, как в моей жизни появилась одна добрая и светлая подруга. Молоденькая девушка от своих домашних вынесла столько горя, что хватило бы на несколько жизней. Когда я её видел, то всегда старался порадовать и подбодрить. Иногда она удивлённо спрашивала меня, почему я её ни за что не ругаю? И я понимал, что эта светлая девушка много лет не слышала даже просто доброго слова. Она привыкла, что её постоянно порицают и третируют. Моё доброе отношение было для неё предметом непрекращающегося удивления. Когда я вспоминаю о ней, мне хочется плакать от жалости.

Знаю ещё одного человека, в жизни которого было столько боли, что он удивляется даже малому доброму отношению к нему.

Как-то я стал свидетелем такого случая в одном из украинских соборов. Я шел на службу и увидел, как некий дедушка, который постоянно посещает богослужения, подобрал с земли 10 копеек. Я знал его очень давно, но никогда не думал, что он нуждается. А теперь, конечно, стало ясно, что он голоден. Когда же пришедшие в храм стали молиться, я смотрел на него и думал о нём. После Литургии и панихиды дедушка вежливо обратился к пономарю, уносившему панихидные приношения, и попросил отдать ему батон хлеба. Пономарь, который был, как в стихах Твардовского, «сытый, бритый, береженый, дармовым добром вскормленный», отказал ему и унёс хлеб. И тогда я увидел, как один из прихожан потихоньку подошел к голодному дедушке и протянул ему 20 гривен. Дедушка долго благодарил того человека, а я был рад, что снова увидел добро на земле.

Если вы оглянетесь на свою собственную жизнь, то и сами увидите, сколь важны даже малые добрые дела по отношению к вам. Помню, как в одном из монастырей, где я жил какое-то время, мне очень хотелось с кем-либо поговорить. Это заметил пожилой монах. Он стал ходить в нашу келью по вечерам, общаться со мной и моим другом. Каждый раз монах приносил с собой угощение. А когда мы уезжали, он подарил маленькую афонскую икону Богородицы «Скоропослушницу». С тех пор я никогда больше не видел этого монаха, но он живёт в моём сердце как человек, который вовремя сделал мне простое человеческое добро.

Я заметил: когда подаёшь нищим деньги и желаешь им при этом доброго дня, то для них это пожелание становится важнее самой милостыни. С некоторыми из них удаётся завязать короткий разговор, и они тогда запоминают тебя на всю жизнь. У ворот одного из донецких храмов сидит нищенка. Мне удалось узнать, когда она празднует день рождения. Проходя мимо, я всегда поздравляю её с приближающейся датой и вижу, что наши встречи для неё – праздник. А ведь это совсем немного – просто сказать несколько добрых слов, но даже их редко приходится слышать. Поэтому к каждому желающему творить добро относятся Христовы слова: «Жатвы много, а делателей мало». И стать таким делателем любви Господней – это стать тем, о ком действительно радуется Бог.

Артем Перлик

Социальные комментарии Cackle