О Боге и Церкви
Спор о Боге между атеистом и верующим, на первый взгляд, так же бесперспективен, как спор между христианином и мусульманином о том, чья религия истинна. Архидиакон Паисий (Кулиберов) готов доходчиво объяснить любому неверующему, что Бог существует. Диалог с Валерием Н.
Архидиакон Паисий
От бабушек никуда не денешься
Валерий:
Я не хочу ходить в вашу церковь из-за ваших бабушек. Когда две «беззубые бабы» у входа в церковь встречают, как сторожевые псы, молодую женщину, которая хочет войти помолиться, мол: без платочка и в брюках вход воспрещен, — женщина может уйти — и больше никогда не переступит порог храма. А ведь она идет в церковь не к бабкам, даже не к священнику, а — поговорить с Ним, помолиться. И возможно, это могла быть самая первая встреча с Ним.Получается, и священники, и люди в церкви только отдаляют нас от Бога? И люди не идут в храм, потому что боятся, что их «беззубые бабушки» облают, а священник заставит каяться прилюдно и проч.?
Архидиакон Паисий (Кулиберов):
Это естественные препятствия на пути к Богу. Не нужно забывать, что Бог держит нас здесь для того, чтобы мы научились свободно общаться с Ним. Выбрав жизнь с Ним — не из-под палки, а осознанно, полюбив Его, уверовав в Него и Ему, конечно, мы можем и не встречать препятствий на пути. К примеру, т.н.з. «беззубых бабушек». Потому что бабушки на своем уровне понимают правила поведения в церкви и, естественно, стараются Богу «угодить» тем, что они стоят на дверях и контролируют, кто в чем зашел, как себя повел, кому что сказать. И считают, что тем они какую-то пред Богом службу несут.
Нужно понимать, что такие старушки встречаются не только в церквях, везде они находят себе место для подобного рода «службы» в качестве «надсмотрщиц» или «подсказчиц».
В любом институте такое присутствует – вахтер, который тебя встречает, в медучреждениях или театрах, у любого подъезда есть бабушки-«надсмотрщицы». Так что же теперь — и в дом не заходить? Вы спокойно проходите мимо неприветливых бабушек, заходите в учреждение, решаете свои вопросы. Понимать нужно, что от бабушек никуда не денешься.
Кстати, только поверхностному наблюдателю может показаться, будто священники не вразумляют таких вот не в меру усердных старушек. Разумеется, воспитательная работа ведётся.
«Злые священники» и «денежные обороты»
Валерий:
Церковь – это бизнес , да еще и какой. Это сумасшедшие обороты, сумасшедшие деньги и сфера влияния. Все завязано на деньгах…
Архидиакон Паисий:
Человек понимает, что ему, рано или поздно, придется встретиться с Творцом. При этом человеку хочется пожить, что называется, «в своё удовольствие». Но Церковь пытается ограничить человека в этих самых «удовольствиях», говорит о воздержании, о смирении, об умеренности. И тогда человек пытается разглядеть в облике Церкви какие-то несимпатичные черты, чтобы ими «оправдать» свое нежелание ограничивать себя, идти к Богу — пресловутые «денежные обороты», «злые священники» и т.п. Всегда найдутся какие-то недостатки, опираясь на которые человек сможет найти для себя оправдания.
«Почему вы не идете к Богу?» — «Потому что к Богу нужно приходить не просто так, а через Церковь. А мне Церковь не нравится». — «А что вам не нравится в Церкви?» — «Третье, десятое, пятидесятое… А я понимаю, что отношения с Богом не должны вот так вот строиться. Они должны строиться так, как мне представляется это правильным и полезным и нужным». — «А как вы себе это представляете?» И начинается перечень «представлений», от перечисления которых иногда просто «уши вянут».
Ты понимаешь, что человек не готов тебя слушать. И ты либо делаешь перерыв для следующей встречи и беседы, либо отдаешься воле Божьей и молишься за этого человека. Иногда встречаются собеседники, которые не терпят возражений, упорно отстаивают свою, «единственно правильную», позицию, которая, по сути, опасна и вредна, поскольку отдаляет от Бога. В этом мире зло прогрессирует, а оно производится неверием людей. Всякий человек, не верующий в Бога, есть производителем зла в этом мире. Зло — это не само по себе явление, зло – это то, что производят, так же, как и добро.
Чтобы человека прооперировать, нужен определённый набор инструментов
Валерий:
Религия – это набор ритуалов, опиум для народа.
Архидиакон Паисий:
Знаете, для того чтобы человека прооперировать, есть определённый набор инструментов, лекарств, рекомендаций. Если не использовать этот набор, то и врач не достигнет своей цели, и больной не получит положительного результата.
Вот и в Церкви тоже есть свод правил, чинопоследований. Они обуславливают дисциплину в храме. Священник должен уметь объяснить, зачем совершается в храме то или иное действие.
Конечно, нужно отметить, что священники не всегда встречаются образованные, и в ответ на какие-то вопросы могут даже и голос повышать, кому-то затыкать рот. Знаете, стыдно быть необразованным, особенно когда на тебе ряса и чуть ли не два креста с украшениями. А такое, к сожалению, тоже встречается.
Держись Православия
Валерий:
Каждому человеку нужна вера, но каждый верит в свое. И если мне твоя вера не мешает, пожалуйста, верь, во что хочешь. Но и ты мне не мешай верить в своё и по-своему.
Архидиакон Паисий:
Есть правила, которые продиктовал через святых отцов Господь Дух Святой – третья ипостась Святой Троицы. Мы верим в Триединого Бога. Духом Святым всякая душа живет и движется. И вот через святых отцов, через Вселенские соборы Дух Святой определил правила веры, придерживаясь коих мы можем безошибочно следовать по пути в Царство Небесное.
Зачем искать новые пути, новые правила, если они уже продиктованы Самим Богом? Мне кажется, держась Православия, можно быть уверенным в истинности своей веры, в правоте своих действий, можно ожидать милость Божью, которая проливается на людей верующих и старающихся свою жизнь строить в соответствии с Евангелием.
Сам Господь, наверное, должен все эти вещи урегулировать
Валерий:
Почему православные священники берут деньги за требы?
Архидиакон Паисий:
Очень часто слышал такое оправдание: «Если не назначить цену, то большинство людей не принесут ничего, а храм нужно содержать». Чисто бытовые оправдания.
Но мне кажется (это мое личное мнение, никого не пытаюсь наставлять или вразумлять), если мы верим в Бога, то мы должны доверять ему сполна даже в этих вопросах. Как мне кажется, мы не должны назначать цены за исполнение тех или иных треб.
Но так уж заведено. С этим, мне кажется, бороться бесполезно. Сам Господь, наверное, должен все эти вещи урегулировать, потому что одним это понравится, другим – не понравится. А у каждого батюшки своя семья, дети, которых нужно обеспечивать...
Лично моё мнение — Господь посылает все необходимое в этой жизни тем, кто в Него безгранично верит. Нужно верить, без веры в Бога — нет ничего полезного.
Мир находит различные поводы для нападок на Церковь
Валерий:
Церковь — это политический отряд, своеобразная политическая партия.
Архидиакон Паисий:
Что значит «Церковь – политический отряд»? Церковь — не политический отряд. Конечно, есть церковные организации, которые действительно были созданы в целях политических. Например, т.н. «Киевский патриархат», возглавляемый Филаретом Денисенко.
Но Вселенская Церковь, которая является Церковью Христовой, организована апостолами и до скончания века будет по земле нести Слово Божье, проповедь о Христе. И слышать от мира негативные отзывы о себе — это естественно, потому что «мир во зле лежит и не приемлет правды Божьей».
Порой действия Церкви кажутся миру безумными, а проповеди — юродскими и неприемлемыми. Поэтому мир находит различные поводы для нападок на Церковь, в чем ее обвинить. При этом сами церковные служители тоже поддаются соблазнам.
Например, дарят тебе дорогую вещь, а ты возьми и откажись от нее. Скажи: «Вы бы могли взять эти деньги и передать детскому дому, к примеру. И это было бы душеполезно для вас. Или помочь какому-то сельскому храму крышу отремонтировать». А если возьму этот «мерседес» — вызову бурю соблазна, осуждения. Да, я и мои ближние знаем, что это — подарок. А остальные люди, которые увидит священника на «мерседесе», начнут осуждать. Лично я вижу в таких дорогих подношениях козни диавола — одной рукой он делает поблажки, подарки, второй – обеспечивает нападки на Церковь.
Церковь никогда никого ни к чему не принуждает
Валерий:
Теперь про Евангелие. Это невозможно читать, это детская сказка. Читаешь то, что тебе интересно, это как в музыке – нельзя слушать 12 часов подряд классическую музыку.
Архидиакон Паисий:
Никто никого не заставляет читать Евангелие 12 часов подряд. Земная жизнь нам дана Богом для того, чтобы мы подготовили себя к жизни вечной.
А живем, как уже неоднократно было сказано, ради познания Бога и осознанного принятия Его, желания следовать Ему и соединяться в Нем. Бог всех нас соединяет в Себе через Свою Церковь.
Церковь, как сказал апостол Павел, является таинственным телом Христа, Христос является главой Церкви. Кто отрывает от Христа Церковь или Христа от Церкви, тому Церковь — не Мать, а Бог — не Отец. Нельзя говорить, что я — верующий в душе. Есть еще физический мир, в котором мы вращаемся. В условиях этого мира создана и Церковь.
Церковь направляет, корректирует, подсказывает путь. Церковь никогда никого ни к чему не принуждает. Церковь говорит: «Вот тот путь, который всем нам предложил Христос – путь в вечную райскую жизнь с Богом». У нас есть свободная воля, чтобы избрать Бога. Если мы Бога не избираем, то наша воля «работает» не во благо. Тот, кто волю во благо употребил, и останется свободным в вечной жизни, ибо он будет с Богом. Бог — есть свобода. Кто в Боге и с Богом — свободен. А кто без Бога, тот, естественно, не свободен. Тот замкнут на себе и будет находиться в состоянии терзаний и переживаний. Будет искать ответы на никчемные вопросы, которые никогда не сможет разрешить. Потому что человек, не согласный с тем или иным местом в Евангелии, всегда будет пребывать в состоянии мучений и недоумений. А ведь Господь дает ясные ответы на все вопросы, поясняя: зачем человек рождается, что человек должен в этой жизни исполнить и к чему должен готовиться. Именно об этом всем и говорится в Евангелии.
Вы будете под защитой Бога, потому что вы Ему поверили
Валерий:
Меня раздражает заповедь «ударили по левой щеке, подставь правую». Что это за мягкотелость такая?
Архидиакон Паисий:
Господь говорит об идеале, к которому мы должны стремиться. И только следуя этим путем стремления, мы сможем прийти к Христу.
Прочитав Евангелие, человек может сказать: «А это мне не нравится. Это мне непонятно, а это – вообще сказка, а такого и быть не могло…» И человек начинает упиваться своими сомнениями, находить в этих сомнениях оправдание тому, чтобы положить Библию на полку и больше в нее никогда не заглядывать. «А почему ты не читаешь Евангелие?» — «Потому, что мне в нем многое непонятно. Вот, если бы Господь написал такую книгу, где всем все было бы понятно». Но Господь написал такую книгу, но ее нельзя понять без труда, без некоторой духовной работы. «Большими скорбями и трудами, — сказал апостол, — мы должны войти в Царство Небесное».
Когда человек прощает обидчика своего, т.е. в ответ не желает обидчику зла, это и есть соблюдение заповеди Христа. Если вас ударили в правую щеку, то вы ответьте прощением и не ищите способов, как отомстить, но доверьтесь Богу. И Бог своим судом, своим промыслом так вас защитит, так оправдает и так вразумит обидчика, что все останутся удовлетворены. Вы будете под защитой Бога, потому что вы Ему поверили, а обидчик ваш будет вразумлен. Но если вы сами будете предпринимать способы, которые, как вам кажется, могут быть употреблены в том или ином случае, то подставите себя на роль обиженного и будете постоянно попадать в неприятности.
P.S. от архидиакона Паисия:
Мы должны верить в Бога не из страха наказания. Бог — любящий Отец, а не какое-то страшилище, которое отправит тебя в ад за съеденную в постный день сладкую булочку.
Должна доминировать идея, которую нам Господь предлагает — идея любви. На ней все созидается и ею все движется. Бог есть любовь, а мы должны подражать Богу во всей жизни своей.
Опубликовано: Fri, 28/11/2014 - 10:04