Томос и мечта о дешевой колбасе
В чем суть мечтаний о «единой поместной церкви».
В каждой человеческой душе есть светлые и темные стороны. Точно так же в каждом народе бывают высокие, благородные устремления и примитивные, низменные.
Наш народ не исключение: порой и мы хотим получить все, ничего не делая. На этой струнке часто играют циничные политики. За всеми переворотами и революциями стоит стремление к лучшей жизни. Но как часто это стремление выливается в грубое и приземленное желание дешевой колбасы! И это вовсе не метафора.
Во время раскольничьего крестного хода известный националист Олег Тягнибок провозгласил следующее: «Для утверждения мощного, единого украинского государства, для того, чтобы колбаса была дешевой, нам нужно, чтобы у нас была единая вера, единая церковь, единый язык, единые традиции. Только тогда мы будем иметь хоть какую-то перспективу».
Над этим можно было бы посмеяться (и заслуженно), но если посмотреть глубже, «дешевая колбаса» окажется довольно знаковым символом. Да и не в колбасе дело, под этим маркером можно понимать эгоистичное жадное стремление к материальным благам. Причем, стремление получить эти блага просто так.
Еще каких-то пять лет назад для многих людей таким символом было подписание Украиной ассоциации с Евросоюзом. Тогда мало кто задумывался о последствиях, еще меньше было тех, кто заглядывал в сам документ об ассоциации. Но надежды были грандиозные — вступление в Евросоюз, европейские зарплаты, европейские пенсии… И вот ассоциация подписана. Стали простые люди жить лучше?
Теперь об ассоциации уже не вспоминают, но вот замаячил новый мираж «дешевой колбасы» - так называемая «единая поместная церковь».
Если послушать адептов этой идеи, можно услышать знакомые нотки. Люди, далекие от Церкви и имеющие о ней представление только на основании пропаганды или своих собственных фантазий, вполне искренне считают, что как только Константинопольский патриарх выдаст томос о «единой поместной», так сразу наступит благодать (причем, у каждого своя): «зажравшиеся попы» пересядут с мерседесов на запорожцы, в церквях поставят скамейки и станут читать на «понятном» языке, чиновники перестанут красть и… появится дешевая колбаса.
Но перед нами очередная утопия. Тем более, что люди, активно пропагандирующие идею «единой поместной», часто к самой Церкви не имеют никакого отношения. Здесь и профессора философии, перешедшие из православия в униатство, здесь и политики, которых заботят рейтинги к новым выборам, здесь и журналисты, которые не в состоянии наизусть произнести «Символ веры». Да и сам Олег Тягнибок, обещающий в случае создания «единой поместной» дешевую колбасу, по вероисповеданию греко-католик.
Вот и журналистка Соня Кошкина пишет на своей странице в Facebook:
«На 10-е назначен Собор, в ходе которого вопрос Томоса для Украины (а также особых преференций для Македонский церкви) может быть оформлен уже юридически (по церковным канонам).
Ждемс.
Держим кулаки»
На что рассчитывает журналистка? На какой томос и для кого? Украинская Православная Церковь, согласно заявлению своих архиереев, вполне удовлетворена своим статусом, который в данных условиях является оптимальным, и никакого томоса не просила. Отколоть от канонической Церкви ряд епископов для создания параллельной структуры не получилось. Раскольники из «киевского патриархата» на то и раскольники, что дать им отдельно какой-либо томос невозможно. Раскол не преодолен. Так для кого же ожидается томос? Какой в этих ожиданиях и мечтаниях смысл? Зачем накручивать самих себя и «держать кулаки»?
Впрочем, от нецерковных людей трудно ожидать понимания внутрицерковной жизни, но должно быть хотя бы какое-то стремление понять эту жизнь. Но нет и этого. А есть стремление решить при помощи Церкви сиюминутные политические проблемы, в чем нельзя не увидеть все те же мечтания о «дешевой колбасе», пусть и в символическом смысле.
В земной Церкви разумеется есть проблемы, (хотя они отличаются от надуманных «проблем», которые видят в кривом зеркале собственных фантазий враги Церкви). Но эти проблемы решаются не предоставлением томоса от кого бы то ни было, не решаются они и механическим объединением с раскольниками без их покаяния.
Главное лекарство всех проблем — Сам Христос, который присутствует в Своей Церкви. И потому, каждому свое — церковным людям молиться, исправлять свою жизнь, стремиться к Господу, а околоцерковным политиканам — держать кулаки и мечтать о дешевой колбасе.
Дмитрий Марченко
Опубликовано: Thu, 02/08/2018 - 19:02