На что могут пойти священники ради пиара
Церковь и пиар – совместимы ли эти понятия? Мнение протоиерея Владимира Пучкова.
– Отче, хотелось бы поговорить о таком явлении, как пиар в Церкви. Священники сегодня все чаще и чаще пиарятся: обращаются к светским СМИ, социальным сетям… Испытание «фанфарами» и «медными трубами» самое трудное. Нужен ли пиар Церкви? Прокомментируйте, пожалуйста.
– На мой взгляд, присутствие священника в светских СМИ крайне важно в одном конкретном случае – если священнику реально есть что сказать. Например, ставшая уже привычной форма проповеди с использованием церковного лексикона и богословской терминологии за пределами Церкви не интересна. И если священник способен рассказать просто о сложном и доступно о высоком, так, чтобы это было действительно интересно и информативно, то его обращение к светским СМИ целесообразно и оправдано.
Бывают ситуации, когда священник прибегает к СМИ, чтобы сделать более известной свою деятельность, жизнь своего прихода или монастыря, где, например, ведутся строительные работы или реставрация, для привлечения спонсоров и т. д. Это понятно. Но и в этом случае появление в медийном пространстве не должно представлять собой только просьбу о помощи, сопряжённую с публикацией устаревших новостей и всем известных банальностей. А вот преподносить же информацию ради информации, публиковаться, преследуя желание прославиться, для духовенства недопустимо.
– Какой пиар уместен для Церкви?
– О Церкви люди знают гораздо меньше, чем хотелось. Поэтому качественный пиар уместен всегда.
– А могут ли священники, к примеру, комментировать политические события? Может ли это делать любой служитель?
– Для того чтобы обращаться в светские СМИ и комментировать определенные события, нужен предварительный опыт взаимодействия с прессой, в идеале священник должен быть журналистом по образованию или по первой профессии. Это залог качества.
Сегодня, к сожалению, Православие воспринимается как приставка к чему-то не очень хорошему. Мол, «к православному доктору я не подойду – хороший врач не прикрывается конфессией». Важно не укоренять в общественном сознании этот стереотип. Позиционировать Православие в светских СМИ нужно так, чтобы это слово стало синонимом проверенного, качественного и интересного информационного продукта. Увы, на сегодняшний день не все даже церковные СМИ ставят перед собой подобные задачи. Некоторые и вовсе выпускают столь елейный продукт, что можно поскользнуться.
– Что священнику уместно комментировать?
– Что угодно, в чём священник компетентен. Есть ведь немало священников с опытом научной, исследовательской деятельности. Когда мы слышим авторитетный комментарий от священника-специалиста, не важно, на какую тему, от истории до физики или экономической географии, – это тоже форма миссии. Если же священник по образованию политолог, думаю, беспристрастное комментирование им политических событий вполне уместно.
Однако Церковь едва ли одобрит выступления или комментарии священника, увлёкшегося игрой в политику, сделанные ради собственной популярности или с целью демонстрации политических взглядов.
– О чем важно помнить священнику, высказываясь в медийном пространстве? Какие главные опасности, на Ваш взгляд?
– Когда я зарегистрировался на «Фейсбуке», то в графе «о себе» написал фразу из песни Глеба Самойлова «А я привык смотреть на мир своими глазами». В моём случае это характеристика всей моей, с позволения сказать, деятельности в соцсетях и медийном пространстве. Худшее, что может сделать священник – отождествить свой собственный взгляд со взглядом Церкви, свой голос – с Её голосом.
Мне кажется, что священник при освещении каких-либо тем должен прежде всего постараться донести до своей аудитории (большой или маленькой), что излагаемое им – личный взгляд, собственные переживания, индивидуальное видение, чтобы у слушающего или читающего не возник соблазн отожествлять каждое слово священника с официальным мнением Церкви.
Единство в главном – это очевидно и естественно. Но в то же время в одной и единой Церкви уживаются либералы, консерваторы, почитатели А. Шмемана, А. Меня, Антония Сурожского – с одной стороны, приверженцы А. Шаргунова и читатели Р. Карелина – с другой.
Поэтому нужно быть честным со своей аудиторией: мне это интересно, я это понимаю и переживаю таким образом.
Важно понимать, что любое высказывание священника индивидуально, оно базируется прежде всего на личном опыте.
– Какими качествами должен обладать священник, выступающий перед аудиторией?
– Хорошим знанием учения Церкви и владеть литературным русским или украинским языком.
Приведу в пример беседы о. А. Шмемана на радио «Свобода». Вспомним также проповеди почившего Митрополита Владимира. На мой взгляд, он был одним из немногих, кому удавалось на прекрасном литературном украинском языке излагать глубокие богословские истины.
Необходимо также четко сформулировать главную мысль высказывания и уметь донести ее до слушателя. Искажение фактов недопустимо.
– Насколько светская аудитория нуждается в информации о Церкви?
– Безусловно, нуждается. Только информация должна быть правдивой.
Очень часто с Церковью, с Православием отождествляются второстепенные или маловажные, а порой даже ненужные вещи. Такая информация наносит вред. Следует говорить не о том, что делать с кочерыжкой от яблока и скорлупой от яиц, освященных на Пасху. Нужно говорить о том, что есть Православие, а не выдавать за него то, чем оно не является.
– Не кажется ли Вам, что православные сегодня находятся в процессе самоидентификации? Они сами себе не могут объяснить, что такое Православие.
– Совершенно верно. Имеют место процесс самоидентификации, формирование православного сознания, рост Церкви.
Я часто слышу от людей светских: «А вот Церковь в этом не разбирается, в том-то не права». И отвечаю: «Что ж вы хотите, мы растем. Мы только 25 лет как существуем в условиях свободы. В исторических мерках – это не время. Что было до этого? Фактически несколько веков имперского влияния, неоднозачное византийское наследие, затем советские времена. Полноценная, полнокровная церковная жизнь имела немало препятствий».
– Как Вы относитесь к своим ляпам и ошибкам в медиапространстве?
– С долей здоровой иронии. Если уж где-то допустил реальный ляп, то лучше посмеяться вместе с тем, кто его заметил. Глядишь, в следующий раз не ошибёшься.
Беседовала Наталья Горошкова
Опубликовано: Thu, 27/04/2017 - 16:10