Святитель Григорий Палама и Печерские преподобные, или Зачем мирянину исихазм

Во второе воскресенье Великого поста (в нынешнем году 31 марта) Православная Церковь празднует две очень важные памяти – святителя Григория Паламы и преподобных отцов Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Казалось бы, чем они связаны? Но связь здесь, конечно, могучая, базисная, фундаментальная. И памяти этих выдающихся святых очень важны в жизни каждого православного христианина. И черезвычайно важны именно во дни Святой Четыредесятницы.

Выражаясь мирским языком, и святитель Григорий Палама, и преподобные отцы Киево-Печерские – люди одной школы и одной духовной практики. Данная практика, прежде всего молитвенная, созерцательная, прослеживается еще в молитвах древних ветхозаветных святых. Это в первую очередь молитвы святого патриарха Авраама и явление ему Святой Троицы, восхождение на гору Синай святого пророка Моисея и общение его с Богом, получение от Всевышнего Синайского законодательства. Таинственные духовные озарения царя Давида и рождение в сердце его потрясающих псалмов, пророка Илии, Исаии, Иезекииля и многих других святых.

Всё это звенья одной цепи и один метод богопознания. Его благословил Сам Господь наш Иисус Христос, пребывая в молитве и посте сорок дней в пустыне, неоднократно восходя на гору помолиться в одиночестве и неоднократно же говоря на страницах Евангелия об этом методе: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), «Когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).

Этим путем шли величайшие подвижники Святого Евангелия. Пресвятая Богородица, проводившая дни в умной, безмолвной и тихой молитве, святой Иоанн Креститель, также десятилетия проведший в молитве, в пустыне, святые апостолы (к примеру, молитва на крыше иоппийского дома, а затем духовное видение святого первоверховного апостола Петра (см. Деян. 10:9–16). Величайшие духовные озарения судеб мира святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос. Восхищение святого первоверховного апостола Павла до третьего неба (см. 2 Кор. 12:1–5).

И далее продолжатели данной святой духовной традиции – преподобные Антоний, Макарий, Пахомий Египетские, палестинские и сирийские подвижники, отцы-афониты и их ученики на Руси. Прежде всего преподобные Антоний и Феодосий Печерские, иные отцы Киево-Печерские, Сергий и Никон Радонежские, Андрей Рублев, который написал одну из величайших икон православного мира «Святую Троицу». А она была написана именно в данной молитвенной традиции. Наконец, человек, который обобщил их опыт в своих сочинениях (к примеру, «Триады в защиту священно-безмолвствующих», «О Божественных энергиях и их причастии»), человек, выросший в традициях Святой Горы Афон – святитель Григорий Палама.

Этой практики придерживались и все отцы, современные нам: святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, преподобные Иустин (Попович), Силуан Афонский, Амфилохий Почаевский, Паисий Святогорец, Иосиф Исихаст.

Тысячи людей спаслись с Божьей помощью, идя этим путем.

Названная практика в аскетической и вообще христианской литературе была названа прекрасным, очень точным, выражающим суть происходящего внутри человека словом «исихазм». Греческое слово «исихазм» произошло от такого поэтического и красивого слова «исихия». Его можно перевести сразу несколькими словами: «молчание, безмолвие, покой, спокойствие, тишина, уединение».

Исихазм соответственно – это мистическое духовное течение, которое возникло в среде монашества, прежде всего среди отшельников-анахоретов (греч. «отступать, удаляться»). Оно связано с проведением жизни в безмолвии и уединении и творением молитвы, в первую очередь молитвы Иисусовой. Это, конечно, делается для того, чтобы гул мира не заслонял собою созерцание Бога и ничего не препятствовало богообщению.

Но при чем же, здесь мы, миряне, живущие посреди громыхающего мира со своими заботами, семьями, болезнями и суетой? Мы не можем надеть черные одежды и удалиться в горы, слишком много обязательств возложено на нас, да и не под силу это нам. Зачем нам исихазм? Зачем нам о нем знать?

Вопрос, безусловно, очень хороший и правильный. Ответ прост. Исихазм – общий метод для спасения человека. Любого человека: монаха, священника, банкира, солдата, президента, учительницы. Просто, скажем так, открыт он и развит подробно был именно в монашеской среде, что, конечно, естественно.
Но применять его (посоветовавшись с духовником или опытным священником, которому вы доверяете и можно, и нужно, и очень полезно). Применять именно в той мере, которая будет естественна и полезна именно для духовного, психологического и социального (семья, работа, положение в обществе) вашего состояния.

Примеры. Созерцание природы – это уже исихазм. Прогулка по лесу или по берегу моря может стать исихией. Прочтение Иисусовой молитвы – исихия. Прочтение утренних или вечерних молитв тоже. Почему?

А что написано в начале молитвенного правила?

«Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминьˮ. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят всё земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Это, конечно, тоже исихия.

Все подготовительные недели к Великому посту – исихия. Взбирание на дерево Закхея, молитва мытаря и т. д. И сам Великий пост – это великий же призыв Церкви к исихии: войти в клеть свою, в свою внутреннюю сердечную пустыньку, чтобы узреть там Бога, узреть Царствие Небесное.

И в собственном кресле, на диване или в автомобиле, на берегу реки можно на полчаса погрузиться в келию анахорета. Как говорил в одном из интервью схиархимандрит Гавриил (Бунге): моя келия всегда со мной и внутри меня в любом путешествии.

Об этом тоже очень хорошо писал преподобный Иустин (Попович): «Боже, я искал тебя повсюду, и ты был во мне, но я был вне себя».

Вот зачем дается исихазм человеку, чтобы он из вне себя вошел во внутрь себя и начал путешествие к Живому Богу – к своей личной Неопалимой Купине, горе Синай и явлению Святой Троицы.

Но для этого, конечно, надо освободиться внутренне, сердечно от мира и захотеть узреть Сущего Бога, Который живет и дышит рядом с тобой и в твоем сердце.

Начнем же с Божьей помощью этот путь, дорогие братья и сестры. Для этого нам и дано время Великого поста.

Святителю отче Григорие, преподобные отцы наши Киево-Печерские, молите Бога о нас!

Протоиерей Андрей Чиженко
 

Социальные комментарии Cackle