Религия и политика: цели, задачи и цена ошибок

Религия и политика – такие несводимые понятия, но, к сожалению, сегодня приходится растолковывать, в чем заключается существенная разница между ними.

Сейчас много говорят о политике, также много говорят о религии, при этом как в публичном пространстве, так и в личных беседах некоторые люди любят объединять их, сливать воедино. За примерами далеко ходить не нужно – события в нашей стране в этом плане более чем красноречивы. Религия не может существовать как абстракция, потому она всегда выражается в формировании вполне конкретных социальных институтов или объединений. Естественно, что они состоят из людей с определенными политическими взглядами, что не может не отражаться на деятельности этих самых институтов или объединений. Но мы будем говорить не о том, как религию или политику понимают отдельные личности, а о том, чем они являются по сути. Для этого стоит обратить внимание на идеи сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, день памяти которого Православная Церковь празднует 28 декабря.

Какими бы лозунгами ни пользовались все современные спикеры, государственные деятели или даже иерархи, смешение религии и политики никогда ни к чему хорошему не приводило. И то и другое можно смело назвать великими факторами общественной жизни, но так как политика гораздо более профанна, то чаще всего именно она паразитирует на «теле» религии, неся профанацию всего сакрального. «Религиозное воодушевление употребляется для увеличения эффекта политической демонстрации. Профанируя религиозные обряды, одни освящают политические знамена, другие желают непременно служить панихиды по своим политическим единомышленникам, даже не веря ни в Бога, ни в загробную жизнь», – отмечает владыка Иларион. Для того чтобы четче оттенить религию от политики, нужно отметить опасности, которые несет в себе их смешение.

1. Мы на собственном опыте знаем, что религия полностью охватывает жизнь человека, т. е. заходит во все сферы его деятельности. Нельзя, к примеру, быть христианином в храме, а на работе, дома, в общении с друзьями нет. Религия всегда обращена не к обществу, а к личности, при этом выдвигает категорические требования. Однако взамен личность получает ответы на вопросы бытия, смысла жизни, появляется возможность установки трансцендентных целей. Поэтому религиозные идеи намного труднее воплощать в жизнь. Политика же говорит с социумом и касается лишь отдельных областей жизни человека. Если кто-то утверждает, что довольствуется одной политической жизнью, то это говорит не о свойствах самой политики, а об ограниченности такого человека. И вот первая опасность смешения политики и религии, как отмечает владыка Иларион, в том и заключается, что «если религиозные проповедники обращаются в политиков и превращают свои нравственные заповеди в законопроекты, то цельность и идеальная высота теряют свой блеск и свое обаяние от соприкосновения с жизнью и, стремясь к практическому успеху, религиозные политики жертвуют далекими и вечными интересами своего учения». С другой стороны, когда политики говорят об идеальных целях, то однозначно манипулируют, так как они попросту недостижимы для них.

2. Если для политики возможны какие-то уступки, то религия – категорична. Религиозный вопрос – это вопрос Истины. Мы не станем здесь комментировать взгляды других религий, но отметим, что мирное сосуществование разных религий в одном обществе возможно только при четком разграничении паритетов и строгом хранении статуса-кво. Если политика вторгается в религию, то это чревато применением «меча». При этом жертвы, через насилие над ними или их собратьями, отторгаются от политики; наблюдающая со стороны часть общества отторгается от религии, так  как не принимает насильственных методов и всех «собак» вешает именно на религию; а те, не чьей стороне политики, для своей проповеди начинают больше полагаться на «кулак», чем на слово. Думается, что в нынешней религиозно-политической ситуации в Украине каждый легко определит примеры для каждой из обозначенных категорий. В этом пункте важно указать на еще одну особенность, подмеченную владыкой Иларионом: «Меч кажется идущим прямее к цели, чем медленная проповедь, он с виду внушительнее, и потому всякий союз с государственною властью неизменно и немедленно начинает развращать то религиозное общество, которое вступило в него».

3. Самая опасная деформация, которая происходит от смешения политики и религии, заключается в том, что именно религия от такого союза теряет из виду свою главную цель, заменяя ее земным суррогатом. Мы прекрасно понимаем, что для политики искренность и честность вообще не являются важными и необходимыми чертами человека. Здесь действует совсем иная система ценностей и добродетелью считается то, что способствует успеху партии. И вот при смешении будет деформироваться именно религиозная мораль. Да, внешний лоск «праведности» останется, но лишь для того, чтоб сохранить «блестящую этикетку», используемую, как было отмечено выше, в качестве средства возбуждения религиозного воодушевления и дальнейшего перенесения его не политические идеи и цели.

Исходя из сказанного, возникает вопрос: как могут сосуществовать религия и политика, учитывая, что обе они неотделимая часть человеческого общества? Между ними, безусловно, возможен диалог, но только при условии сохранения границ собственных компетенций. Ни религия, ни политика не должны упускать из виду свои специфические задачи или заимствовать методы работы. Основное и главное оружие религии – это сила слова, сила проповеди. Любые насильственные средства могут дать здесь только кратковременный эффект, который потом обязательно вылезет боком. А вот для политики возможны и другие способы воздействия на общество, ведь некоторые проблемы народной жизни могут быть слишком остры, чтоб ждать медленной эволюции умов на основании силы убеждения.

Итак, все, о чем было сказано, каждый из нас и так вроде бы понимал, как понимают это и религиозные, и политические деятели. Важно, чтоб из ошибок прошлого и настоящего были сделаны правильные выводы на будущее, ведь цена их очень велика и касается не только жизни земной, но и вечности.

Протоиерей Владимир долгих

Социальные комментарии Cackle