Мы и крестили на передовой, и венчали… Там все нуждаются в помощи

О ежемесячных поездках в прифронтовую зону рассказывает клирик Винницкой епархии УПЦ протоиерей Анатолий Кузнецов.

Эти поездки из Винницы в Донецкую область начались с приходом войны на Донбасс. Благотворительную и духовную поддержку от верующих Винницкой епархии Украинской Православной Церкви каждый месяц получают военнослужащие, детские дома и дома престарелых вблизи линии разграничения. Любовь к Богу проявляется в любви к ближним, к тем, кто нуждается в помощи, поддержке и успокоении.

О гуманитарных поездках в Донецкую область и социальном служении за пределами Винницкой епархии УПЦ порталу «Православная Жизнь» рассказал протоиерей Анатолий Кузнецов.

– Отец Анатолий, уже несколько лет вы осуществляете трудную миссию гуманитарной помощи, которая регулярно направляется из Винницкой в ​​Донецкую область. Это ваша основная деятельность?

– Конечно нет. У меня есть приходы в Винницкой епархии Украинской Православной Церкви, где я служу. Я, можно сказать, священник на три храма, один большой и два меньших, все находятся в селах по соседству: храм Иоанна Богослова в с. Михайловка, Казанской иконы Божией Матери в с. Жабелевка и Покрова Божией Матери в с. Александровка Винницкой области.

– Как так случилось, что священник Украинской Православной Церкви из Винницкой области помогает гуманитарными грузами Донецкой области, в частности детским домам, домам престарелых, военным ВСУ?

– Сразу скажу: в прифронтовую зону я езжу не один. Обычно нас 2-3 священника – экипаж, ведь один человек не может справиться с тем грузом и делами, которые мы планируем осуществить. Мы ездим туда почти с первых дней войны на востоке, каждый месяц.

Конец 2014-го – начало 2015 года стали отправной точкой для такой благотворительной деятельности. Начиналось все с первой мобилизации, когда наши ребята, 25 молодых парней, отправились на восток, и мы в церкви начали сбор помощи, поскольку у них реально не было ничего, даже средств первой необходимости. Мы собирали все, что возможно: одежду, обувь, продукты, деньги, лепили лично по 150-200 вареников, готовили другую еду. Самое важное было даже не это материальное, а духовная поддержка как человеческая, так и Церкви. Мы и крестили ребят на передовой, и причащали, и исповедовали, венчали пары, молебны служили. Это сейчас у нас есть военные капелланы, а раньше священника в АТО надо было поискать, а человек без Бога, без духовной поддержки не может существовать.

Именно тогда мы начали сотрудничать с военной службой поддержки местного населения, которая призвана помогать военным и мирному населению, а также сглаживать проблемные вопросы в этом взаимодействии. Возможно, именно поэтому мы разделили свою работу на два равноценных направления: помощь военным и помощь мирному населению, нуждающемуся в поддержке.

– Вы также посещаете с гуманитарной миссией социальные учреждения в Донецкой области?

– Мы начали ездить в детские дома, интернаты, дома престарелых по селам и маленьким городам Донецкой области: Парасковиевка, Часов Яр, Новожеланное, Ласточкино, Авдеевка. Объем был очень велик.

В 2016 году мы случайно попали в с. Новомихайловка Марьинского района. Нам сказали, что дом престарелых при храме УПЦ нуждается в помощи. Мы приехали, привезли продукты, познакомились с батюшкой, который занимается этими людьми, с жителями Дома милосердия. Увидели примерно 50 пожилых людей, постоянно проживающих там и нуждающихся в гуманитарной поддержке. Причем помощь требовалась почти во всем: продуктами, памперсами, ведь примерно 15 человек – лежачие, средствами гигиены, салфетками и др. Как мы могли не оказать помощь?

– Много такой помощи требуется Новомихайловскому дому престарелых?

– Дом милосердия с. Новомихайловка – это не государственная социальная организация, он создан и работает при храме Архистратига Михаила Украинской Православной Церкви. Местный священник, протоиерей Игорь Кубышин, сам из западной Украины. Это очень хороший, умный и порядочный человек. Он взял на себя заботу об одиноких пожилых людях, они у него и накормленные, и чистенькие, в тепле и уюте. Но тянуть все это и обеспечивать стариков достойно отцу Игорю очень трудно, хотя все работает у него, как часы – стиральные машины стирают белье, на кухне выпекают свежий хлеб, жители гуляют, занимаются цветами. Так с 2016 года мы начали помогать этому дому престарелых, привозим все, что можем, не только продукты или памперсы, была и стиральная машина, и электробойлеры. Пытаемся закрыть все вопросы по потребностям, по возможности, ведь поддержка у меня сильная – наши винницкие прихожане.

– Жители Дома милосердия – одинокие пожилые люди? Их родные не помогают им?

– Обычно помогают. Но есть бабушки и дедушки, чьи последние родственники или знакомые остались по ту сторону линии разграничения и больше не приезжают их посещать. Понимаете, с этими границами и так было трудно, а после введения карантина, покинуть неподконтрольную территорию, чтобы навестить старушку в Новомихайловке, почти невозможно. На склоне жизни эти люди остаются совсем одни. Больно, когда они спрашивают о своих родственниках, почему их больше не посещают, не привозят сладости... Это очень грустно. Но персонал всеми силами пытается отвлечь жителей Дома милосердия от таких мыслей, перевести внимание на другое, позитивное. Это требует много сил и терпения.

– Вы и детей-сирот посещает в прифронтовых районах?

– Да, посещаем в Донецкой области детские дома, где живут сироты или дети с особыми потребностями – в Новожеланном (Покровский район), Ласточкино (Ясиноватский район) – география большая у наших поездок. Привозим продукты, сладости, игрушки, тетради, краски, другую канцелярию и многое другое. Дети очень радуются. Бывает, садимся прямо на пол и играем с ними. Это ли не счастье?

В моей деятельности все прозрачно, я всегда показываю на своей странице в Фейсбук все, что предоставляют люди для очередной гуманитарной поездки в Донецкую область, а затем публикую отчет об этой поездке. Я глубоко благодарен всем, кто приобщается к помощи, и не устану благодарить за это.

С тех самых пор и по сей день ежемесячно мы отправляемся в Донецкую область с гуманитарными грузами. Сначала КАМАЗами возили, сейчас конечно меньше, но регулярно и непрерывно. Можно сказать, что такие поездки я пропустил всего пару-тройку раз – когда был в отпуске с семьей и во время болезни.

– А откуда такое количество гуманитарной помощи, чтобы иметь возможность ежемесячно ездить на Донбасс?

– Прихожане винницких храмов Украинской Православной Церкви, волонтеры, меценаты помогают. Люди приносят фрукты, печенье, другие продукты, воду, медикаменты, средства гигиены, памперсы, салфетки, игрушки, одежду, канцелярские товары, оказывают финансовую помощь – кто сколько может. Нам даже подарили «бус», чтобы мы могли беспрепятственно осуществлять свою миссию. Скажу честно, я сначала не поверил в это, думал – пошутил человек, а потом выхожу – стоит микроавтобус! Конечно немного подремонтировали, подкрасили, сделали багажник сверху. Я на нем уже не одну поездку на Донетчину совершил и каждый раз вспоминаю человека, сделавшего такой подарок.

Молимся о всех, кто помогает ближнему и о тех, кому нужна наша помощь.

Беседовала Елена Сухинина

специально для портала «Православная Жизнь»

Социальные комментарии Cackle