Если никого нельзя осуждать, выходит, что и замечание никому не сделать, и пожаловаться ни на кого нельзя?

На самом деле осуждение, замечание и жалоба – это всё совсем о разном.

Для начала об осуждении. Его гораздо легче перепутать с обычной констатацией факта, если этот факт не очень хорош. И если правда заключается в том, что тот или иной человек что-то украл, кого-то обругал или плохо сделал свою работу, то к греху осуждения констатация данного факта не имеет ни малейшего отношения. Бывает, правда, что на ближнего кто и напраслину возведёт, вроде и не осуждая, приврёт, припишет ему поступки, которых тот не совершал. Но это тоже ничуть не осуждение. Грех – безусловно. Но не грех осуждения. Это – клевета, серьёзный и тяжкий грех, но здесь, как вы понимаете, мы говорим совершенно о другом.

Констатация факта переходит в осуждение, когда мы вместо простого пересказа фактов начинаем выносить оценочные суждения. Разница между рассказом о факте и осуждением – это разница между утверждениями «он украл» и «он вор», «он солгал» и «он лгун», «он обругал» и «он хам». То есть, как только мы начинаем оценивать поступок ближнего или, как пишет авва Дорофей, «выносить приговор ему и всей его жизни», мы начинаем осуждать. Так что в этой части всё просто: не дерзай навешивать на людей ярлыки – и счастливо избежишь осуждения.

Замечания и жалобы, в свою очередь, здесь совершенно ни при чём. Конечно, нередко стимулом для жалобы или замечания становится именно осуждение. Но причина и следствие, как известно, далеко не одно и то же. Впрочем, хотя греха осуждения в замечаниях и жалобах нет, это вовсе не значит, что они явление безобидное и не греховное.

Давайте задумаемся: что заставляет нас делать замечания и давать советы? Заботу о пользе ближнего и пресловутое «тебе никто, кроме меня, правды не скажет» отбросим сразу. Любители замечаний ни для кого пользы не ищут, а правда, которую, «кроме них, никто не скажет», как правило, набор гадостей, призванных как минимум испортить человеку настроение. Так что давайте называть вещи своими именами: не сделать замечание, а влезть не в своё дело, не правду сказать, а гадостей наговорить. Что стоит за всем этим? Зависть, самолюбие, гордость, злость. Да, да, именно злость. Вы замечали когда-нибудь, что по-настоящему добрые люди не имеют привычки делать замечания? Присмотритесь – и вы это заметите. Стремление указывать людям на их недостатки, как реальные, так и мнимые, является качеством людей желчных и недобрых. Может ли христианин быть таковым?

С жалобами похожая картина. Бывают, конечно, случаи, когда без жалобы не обойтись. Например, когда в моём районе без видимых причин на целый день пропадает электричество, я тоже жалуюсь на неудовлетворительную работу ремонтников из облэнерго. А что? Когда у тебя в доме от электричества зависит чуть меньше, чем всё, то есть от водяного насоса до отопительного котла, перспектива с утра топить печку не для удовольствия и вечером ужинать при свечах не ради романтики выглядит ничуть не заманчиво. Поэтому жалобы на невыполнение кем бы то ни было своих обязанностей, если это коснулось непосредственно нас, а тем более заявления о совершённых преступлениях или чьих-то противоправных действиях, не только ничуть не предосудительны, но вполне естественны и нормальны. Если, конечно, предпринимаются без эмоций, злости и желания испортить кому-то если не жизнь, то хотя бы нервы. Правда, о любых других жалобах такого сказать нельзя. Жалуются одним людям на других, как правило, слабаки и слюнтяи, либо неспособные дать отпор обидчику, либо страдающие склонностью во всех своих бедах обвинять окружающих. А привычка кляузничать присуща, как правило, людям неуживчивым, конфликтным и болезненно самолюбивым. Не чем иным, как кляузничеством, является и столь распространённое на Западе и уже появившееся у нас благонамеренное доносительство: увидел, что ближний что-то нарушил, – позвони куда следует. Уже сейчас количество молодых (да и не только молодых) продолжателей непочётного дела Павлика Морозова в нашей стране, к сожалению, весьма велико.

Так что хоть замечания и жалобы к осуждению не относятся, грехом и проявлением худшего в человеке они от этого быть не перестают. Христианину не пристало быть ни злым, ни недовольным жизнью, ни завистливым. Верующего нельзя представить ни доносчиком, ни склочником, ни человеком, стремящемся при любом удобном случае сделать ближнему гадость. Настоящий христианин добр, искренен и прост, что само по себе исключает склонность и желание разбрасываться замечаниями и писать жалобы. 

Протоиерей Владимир Пучков

Теги

Теги: 

Опубликовано: Mon, 11/04/2022 - 11:53

Статистика

Всего просмотров 5,700

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle