Собор Богородицы: нам надлежит стать святыми

Не знаю, как у кого, а себя я постоянно ловлю на мысли, что не могу сколь-либо долго удержать радость праздника.

Туго как-то это дается. Столько времени ждешь, готовишься, а потом торжественная служба пролетает и снова хочется вернуться в пост. Видимо, в условиях падшего мира и собственной порочности, состояние борьбы для нас более естественно, чем состояние радости. Но все же, хотя бы в размышлениях, от которых есть некоторая польза, которые толкают к постижению важных смыслов, давайте попробуем удержать ту рождественскую окрыленность, что наполняла (и, надеюсь, еще наполняет) нас во время праздничного богослужения, тем более что и повод есть.

8 января Православная Церковь отмечается Собор Пресвятой Богородицы. Очевидно, что здесь не идет прямой речи о каком-то количественном собрании святых, как мы это привыкли воспринимать. Хотя, если в данном случае и говорить о святых, то, наверное, больше о будущих, чем о нынешних. Само слово «собор» указывает, что в этот день христиане снова собирались в храме, дабы молитвенно почтить Деву Богородицу, без Которой было бы невозможно рождение на свет Спасителя. «Как это невозможно, – спросим мы, – разве есть что-то невозможное для всемогущего Бога?». Да, Бог, к примеру, не может совершать логически противоречивые вещи, что, собственно, никак не умаляет Его всемогущества. Господь создал человека свободным и сохраняет верность Своему плану (правильней сказать логосу), потому что если бы Он ему изменил, но не был бы совершенным, так как изменчивость – признак несовершенства. Это языческие боги могут передумывать, плести интриги, склочничать, но не Истинный Владыка вселенной. Поэтому стоит вспомнить события Благовещения, когда Богородица, в ответ на слова архангела Гавриила: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35), – дает свое согласие: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Святитель Иннокентий Херсонский говорит, что эта фраза «низводит в мир Творца». Подумать только, всемогущий Бог ждал согласия хрупкой Девы, дабы произошло Непорочное зачатие и, впоследствии, пришел в мир Мессия! И вот, повторюсь, теперь христиане чтут Ту, без Которой не было и столь любимого и теплого для нас Рождества Христова. Каждый член Церкви призван к святости, потому что каждый христианин стремится попасть в Царство Божие, а пребывать там, не будучи святым – невозможно. Вот так, даже просто само наименование второго дня Рождества приобретает для нас важное значение – будущие святые собираются ради почтения Девы Марии, таким образом, именно мы с вами и составляем Собор Богородицы. Великая честь, но и великая ответственность, если угодно, это аванс или «талант», выданный нам Самим Богом, а его благое употребление является тем средством, с которым святость становится принципиально достижимой.

Евангельская история началась с незаметного для беглого взгляда согласия Богородицы, не без Ее участия она и продолжается. Дева Мария является как бы «фоном» или, вернее сказать, необходимой деталью, звеном всего Искупительного подвига Христа. Мне кажется, что именно об этом нам напоминает Церковь через евангельское зачало, традиционно звучащее на литургии второго дня Рождества.

Всем нам хорошо известны события бегства Святого Семейства в Египет. В своем повествовании апостол Матфей передает два пророчества относительно описываемых событий – из книг пророков Осии и Иеремии. В первом случае речь идет о непосредственном указании на путешествие в Египет: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11, 1), – во втором – на гибель вифлеемских младенцев: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31, 15).

Для нас, новозаветных христиан, смыслы пророческих слов понятны и доступны, но, учитывая, что наше внимание сейчас сосредоточено на Богородице, то давайте подумаем над тем, какие тяготы легли тогда на Ее хрупкие плечи. Спаситель был новорожденным Младенцем, не совершал никаких чудес, а потому весь подвиг странствия с маленьким ребенком на руках совершался исключительно человеческими усилиями, хотя, конечно, не без промыслительной заботы со стороны Бога. Есть в этом плане красивое предание, повествующее нам как во время странствия в одном из пустынных мест, на Святое Семейство напала шайка разбойников, стремившаяся отобрать их осла. Но когда одни из бандитов увидел Богомладенца, то сказал: «Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца». После этого он запретил своим товарищам трогать путников, и Дева Мария пообещала: «Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его». Предание говорит, что именно этого разбойника впоследствии и распяли по правую сторону от Христа.

Обратите внимание, как в этой истории тесно переплелись трагедия и радость. Совершаемые разбойниками грабежи и насилие – это уже большая беда, но в одной из попыток очередного грабежа проскальзывает лучик надежды и любви, который Богородица дарит стоящему перед Ней преступнику. Сам бандит после встречи со Святым Семейством очевидно не оставил своей деятельности, за что и был пойман и осужден на заслуженную смерть посредством одной из самых мучительных казней. Но здесь совершается данное Богородицей обещание. Через страшную боль и искреннюю веру в Спасителя, преступник исцеляется, преображается и становится примером для всех последующих поколений христиан. Это возвращает нас к тому, с чего мы начали – к разговору о призвании быть святыми. Разбойник получил свою награду за то, что охранил Богомладенца, мы же сами, будучи порочными людьми, т.е. такими же разбойниками, но при этом, охраняя Христа в сердцах своих, также можем достигнуть Рая. Постоянно напоминайте себе слова апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9).

Все эти великие цеди и задачи были бы невозможны без Христа, но они также были бы невозможны без Богородицы. О событиях бегства в Египет пророчествовал не только Осия, но и Исаия: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» (Ис. 19, 1). Некоторые святые отцы, как, например, свят. Кирилл Александрийский допускали, что под «легким облаком» подразумевается Богородица через Которую Господь получил Свою святую плоть, свободную «от земных возбуждений и похотей и устремленную горе и как бы парящую в высоте». Блаж. Иероним Стридонский добавляет, что благодаря Непорочному зачатию тело Спасителя не было отягчено никаким смешением человеческого семени, а вот Прп. Ефрем Сирин передает нам другой образ и пишет: «Он, когда вочеловечился, явился миру, как на облаце легце носимый на крылах Девы, вошел в Египет». Напоследок, дополнительно подчеркивая роль Богородицы в деле спасения человека, приведем еще мнение Беды Достопочтенного: «Вот, Слово Божие, совечное Отцу, Свет от Света, прежде веков рожденное, в конце веков воспримет плоть, а также душу, не отягченную никаким грузом греха и от девственного чрева, как Жених от чертога Своего произыдет в мир».

Что ж, думаю, сказано уже достаточно. Собор Богородицы собирается ради Нее, но его членами являемся мы с вами. Это ли не повод для радости, возможность продлить, сохранить ощущение праздника, потому что в этом ощущении мы предчувствуем блаженную Вечность, а пребывать в ней будут только святые люди, которыми нам и надлежит стать.

Протоиерей Владимир Долгих

Социальные комментарии Cackle